N°191
13 октября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.10.2003
Театр "среднего класса"
Сегодня в Ленкоме двойной юбилей

версия для печати
Марку Анатольевичу Захарову исполняется 70 лет, и тридцать из них он руководит популярнейшим театром страны -- театром, который в полном смысле слова можно назвать «художественно-общедоступным». Историю Ленкома стоило бы проследить подробно: это история благополучно преодолеваемых запретов -- и идеологических, и вкусовых, которые равно важны для отечественного культурного сознания. Здесь можно было бы вспомнить много важного и одновременно забавного: например то, как в 1981 году немецкий «Штерн» писал на полном серьезе: «В связи с тем что религия в Советском Союзе почти полностью уничтожена, единственное религиозное окормление молодежи осуществляет ныне Московский театр имени Ленинского Комсомола» -- говорилось это, разумеется, по поводу премьеры рок-оперы «Юнона» и «Авось».

Попытаемся, однако, хотя бы вкратце осмыслить роль Марка Захарова в современной российской жизни не только как одного из театральных лидеров, но и как общественного деятеля. Понять то, что в советской критике называлось (а у европейских «новых левых» сейчас называется) социальной направленностью творчества.

Значение Захарова в искусстве и жизни постсоветского времени трудно переоценить: это не комплимент к юбилею, а истинная правда. Захаров сумел сделать то, о чем даже и не думали российские театральные режиссеры 70--80-х годов: он первым соединил традиционные нормативы интеллигентского сознания с установкой на модность и сенсационность, принципы высокого искусства с рецептурой шоу-бизнеса. Его умный, изобретательный, высокопрофессиональный, эффектный, энергичный, занимательный и т.д. театр (вереницу хвалебных эпитетов можно тянуть сколь угодно долго) оказался интересен и приятен тем людям, которые, вне зависимости от своего достатка и положения в обществе, разделяют респектабельные вкусы «среднего класса». Того самого «среднего класса», реальное существование которого в России пока что весьма проблематично. Не будет запальчивостью утверждать, что театр Захарова -- один из катализаторов, ускоряющих развитие буржуазно-демократического самосознания. Он помогает гражданам новой России скорее осознать себя добропорядочными, законопослушными обывателями и получить от этого все причитающиеся удовольствия. Предельно упрощая, можно сказать, что человек, исправно посещающий премьеры Ленкома, быстрее решит, что действительно пришло время платить налоги, чем человек, этими премьерами пренебрегающий. И очень понятно, почему Марк Захаров пользуется симпатиями публичных политиков, равно как и легальных плутократов, почему его театр стал пространством бомонда -- реальной светской жизни, а не той шумной и скандальной поп-тусовки, которую именует «светской жизнью» одна только бульварная пресса.

Книгу о своей режиссерской судьбе, изданную в 2000 г., Марк Захаров не без умысла озаглавил «Суперпрофессия». Рецензенты тут же попались на удочку и наперебой стали называть автора «суперпрофессионалом», как ему того и хотелось. Что ж, если Марк Анатольевич решил, как это говорят сейчас, позиционировать себя в качестве высококлассного театрального мастерового -- так тому и быть. Но если уж Марк Захаров -- мастеровой, то он мастеровой милостью Божьей, а значит, далеко не только деловитый профессионал. Тридцатилетие захаровского Ленкома -- это не юбилей знаменитого «бренда», а торжество действующей театральной структуры, основы которой изменились на удивление мало. Торжество искусства, в котором воля к благополучию соединяется с умом и изяществом, а моральный пафос -- с юмором. Искусства, которое создает себе свою публику, свой народ -- именно такой, какому оно хочет принадлежать.
Александр СОКОЛЯНСКИЙ

  //  Кроме того:

  КУЛЬТУРА  
  • //  13.10.2003
Сегодня в Ленкоме двойной юбилей
Марку Анатольевичу Захарову исполняется 70 лет, и тридцать из них он руководит популярнейшим театром страны -- театром, который в полном смысле слова можно назвать «художественно-общедоступным». Историю Ленкома стоило бы проследить подробно: это история благополучно преодолеваемых запретов -- и идеологических, и вкусовых, которые равно важны для отечественного культурного сознания... >>
  • //  13.10.2003
Состоялась премьера фильма Квентина Тарантино «Убить Билла»
В пятницу четвертый по счету полнометражный фильм Квентина Тарантино, так и не успев побывать ни на одном кинофестивале, вышел в широкий американский прокат. Одновременно с Соединенными Штатами «Убить Билла» появился на экранах Канады, Чехии и Турции, в этот четверг стартует в Австралии, Австрии, Германии, Венгрии и Новой Зеландии, а до России доберется 4 декабря -- на день позже, чем в Швеции, и на неделю раньше Бразилии... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  13.10.2003
Сегодня на Малой Дмитровке будет заваруха
Отмечать юбилеи здравствующих деятелей искусства не в традициях нашей газеты. Мы стараемся этого не делать просто потому, что, начав однажды публиковать поздравительные статьи, остановиться невозможно. Все, обойденные вниманием, будут воспринимать отсутствие дежурного панегирика как смертельную, с умыслом нанесенную обиду, а хороших, достойных уважения людей обижать не хочется... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  13.10.2003
Театр «Гешер» показал свои спектакли в Москве
Этот театр возник 12 лет назад -- когда из Москвы в Тель-Авив приехал режиссер Евгений Арье. В Москве успел прогреметь его спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», сделанный на Малой сцене Театра им. Маяковского, шел 1990 год, и народ разлетался из страны с ужасом и надеждой. Вместе с Арье в Израиль отправились несколько его учеников, еще несколько актеров присоединились после... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  13.10.2003
Группа «ЧайФ» выступает с ансамблем народных инструментов
Исполненная в «Горбушке» новая программа знаменитого уральского коллектива называется красноречиво: «Народный «ЧайФ». Строго говоря, этот квартет имеет больше прав на звание «народных музыкантов», чем многие их коллеги по русскому рок-цеху. И дело даже не в стадионной популярности, которой уже трудно кого-либо удивить, а в широте возрастного диапазона аудитории. Вслед за музыкальными радиостанциями, которые все жестче сегментируются по возрастным группам слушателей, музыканты тоже осваивают социологический подход и работают с прицелом на определенную целевую аудиторию. (Программные директора радиокомпаний рассказывают, что многие группы сознательно пишут песни, учитывая формат той или иной радиостанции.) «ЧайФ» же слушают и любят люди самых разных возрастов. Так и в «Горбушке» танцующий партер состоял из молодежи в оранжевых футболках (этот цвет стал фирменным для группы благодаря их хиту «Оранжевое настроение»), а на бельэтаже и балконе чинно восседали обладатели припаркованных рядом с ДК джипов. >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  13.10.2003
Подпись к фото Еврейский театр: >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика