N°191 13 октября 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Театр "среднего класса" Сегодня в Ленкоме двойной юбилей
Марку Анатольевичу Захарову исполняется 70 лет, и тридцать из них он руководит популярнейшим театром страны -- театром, который в полном смысле слова можно назвать «художественно-общедоступным». Историю Ленкома стоило бы проследить подробно: это история благополучно преодолеваемых запретов -- и идеологических, и вкусовых, которые равно важны для отечественного культурного сознания. Здесь можно было бы вспомнить много важного и одновременно забавного: например то, как в 1981 году немецкий «Штерн» писал на полном серьезе: «В связи с тем что религия в Советском Союзе почти полностью уничтожена, единственное религиозное окормление молодежи осуществляет ныне Московский театр имени Ленинского Комсомола» -- говорилось это, разумеется, по поводу премьеры рок-оперы «Юнона» и «Авось».
Попытаемся, однако, хотя бы вкратце осмыслить роль Марка Захарова в современной российской жизни не только как одного из театральных лидеров, но и как общественного деятеля. Понять то, что в советской критике называлось (а у европейских «новых левых» сейчас называется) социальной направленностью творчества. Значение Захарова в искусстве и жизни постсоветского времени трудно переоценить: это не комплимент к юбилею, а истинная правда. Захаров сумел сделать то, о чем даже и не думали российские театральные режиссеры 70--80-х годов: он первым соединил традиционные нормативы интеллигентского сознания с установкой на модность и сенсационность, принципы высокого искусства с рецептурой шоу-бизнеса. Его умный, изобретательный, высокопрофессиональный, эффектный, энергичный, занимательный и т.д. театр (вереницу хвалебных эпитетов можно тянуть сколь угодно долго) оказался интересен и приятен тем людям, которые, вне зависимости от своего достатка и положения в обществе, разделяют респектабельные вкусы «среднего класса». Того самого «среднего класса», реальное существование которого в России пока что весьма проблематично. Не будет запальчивостью утверждать, что театр Захарова -- один из катализаторов, ускоряющих развитие буржуазно-демократического самосознания. Он помогает гражданам новой России скорее осознать себя добропорядочными, законопослушными обывателями и получить от этого все причитающиеся удовольствия. Предельно упрощая, можно сказать, что человек, исправно посещающий премьеры Ленкома, быстрее решит, что действительно пришло время платить налоги, чем человек, этими премьерами пренебрегающий. И очень понятно, почему Марк Захаров пользуется симпатиями публичных политиков, равно как и легальных плутократов, почему его театр стал пространством бомонда -- реальной светской жизни, а не той шумной и скандальной поп-тусовки, которую именует «светской жизнью» одна только бульварная пресса. Книгу о своей режиссерской судьбе, изданную в 2000 г., Марк Захаров не без умысла озаглавил «Суперпрофессия». Рецензенты тут же попались на удочку и наперебой стали называть автора «суперпрофессионалом», как ему того и хотелось. Что ж, если Марк Анатольевич решил, как это говорят сейчас, позиционировать себя в качестве высококлассного театрального мастерового -- так тому и быть. Но если уж Марк Захаров -- мастеровой, то он мастеровой милостью Божьей, а значит, далеко не только деловитый профессионал. Тридцатилетие захаровского Ленкома -- это не юбилей знаменитого «бренда», а торжество действующей театральной структуры, основы которой изменились на удивление мало. Торжество искусства, в котором воля к благополучию соединяется с умом и изяществом, а моральный пафос -- с юмором. Искусства, которое создает себе свою публику, свой народ -- именно такой, какому оно хочет принадлежать.
Сегодня в Ленкоме двойной юбилей Марку Анатольевичу Захарову исполняется 70 лет, и тридцать из них он руководит популярнейшим театром страны -- театром, который в полном смысле слова можно назвать «художественно-общедоступным». Историю Ленкома стоило бы проследить подробно: это история благополучно преодолеваемых запретов -- и идеологических, и вкусовых, которые равно важны для отечественного культурного сознания... >>
Состоялась премьера фильма Квентина Тарантино «Убить Билла» В пятницу четвертый по счету полнометражный фильм Квентина Тарантино, так и не успев побывать ни на одном кинофестивале, вышел в широкий американский прокат. Одновременно с Соединенными Штатами «Убить Билла» появился на экранах Канады, Чехии и Турции, в этот четверг стартует в Австралии, Австрии, Германии, Венгрии и Новой Зеландии, а до России доберется 4 декабря -- на день позже, чем в Швеции, и на неделю раньше Бразилии... >>
Сегодня на Малой Дмитровке будет заваруха Отмечать юбилеи здравствующих деятелей искусства не в традициях нашей газеты. Мы стараемся этого не делать просто потому, что, начав однажды публиковать поздравительные статьи, остановиться невозможно. Все, обойденные вниманием, будут воспринимать отсутствие дежурного панегирика как смертельную, с умыслом нанесенную обиду, а хороших, достойных уважения людей обижать не хочется... >>
Театр «Гешер» показал свои спектакли в Москве Этот театр возник 12 лет назад -- когда из Москвы в Тель-Авив приехал режиссер Евгений Арье. В Москве успел прогреметь его спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», сделанный на Малой сцене Театра им. Маяковского, шел 1990 год, и народ разлетался из страны с ужасом и надеждой. Вместе с Арье в Израиль отправились несколько его учеников, еще несколько актеров присоединились после... >>
Группа «ЧайФ» выступает с ансамблем народных инструментов Исполненная в «Горбушке» новая программа знаменитого уральского коллектива называется красноречиво: «Народный «ЧайФ». Строго говоря, этот квартет имеет больше прав на звание «народных музыкантов», чем многие их коллеги по русскому рок-цеху. И дело даже не в стадионной популярности, которой уже трудно кого-либо удивить, а в широте возрастного диапазона аудитории. Вслед за музыкальными радиостанциями, которые все жестче сегментируются по возрастным группам слушателей, музыканты тоже осваивают социологический подход и работают с прицелом на определенную целевую аудиторию. (Программные директора радиокомпаний рассказывают, что многие группы сознательно пишут песни, учитывая формат той или иной радиостанции.) «ЧайФ» же слушают и любят люди самых разных возрастов. Так и в «Горбушке» танцующий партер состоял из молодежи в оранжевых футболках (этот цвет стал фирменным для группы благодаря их хиту «Оранжевое настроение»), а на бельэтаже и балконе чинно восседали обладатели припаркованных рядом с ДК джипов. >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|