N°16
02 февраля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.02.2005
Продлись, мгновенье
Видеоинсталляция Билла Виолы в ГМИИ имени Пушкина

версия для печати
Проект Билла Виолы -- украшение Московской биеннале. Современное искусство редко предстает в таком виде: изящный замысел, классически совершенные формы и мощнейшее воздействие на зрителя. Видео сделано по мотивам картины «Встреча Марии с Елизаветой» (1528--1529) флорентийского маньериста Якопо Каруччи, прозванного Понтормо. Оставив из четырех фигур три, Виола поменял прекрасное остановленное мгновение на чуть затянутое плавное движение видеопленки, работающей с удесятеренной частотой. При медленной прокрутке -- сорок пять секунд реального времени развернуты в десять минут -- ясным и значительным становится каждое малейшее движение: взгляд, касание рук, вьющиеся одежды, завораживающий шепот, порывы ветра... На узкой улочке, слишком быстро сокращающейся вглубь (в подворотне -- какие-то мелкие сомнительные фигуры), женщины встречаются и разговаривают. Слишком медленное время отсылает сцену в потусторонние дали, где произошла и навеки осталась памятная встреча. Зритель втягивается в этот ритм, дышит медленнее, наслаждается каждой секундой. Понимает, что на его глазах происходит что-то необыкновенное. Такое же ликующее торжество видеотехники, каким некогда было воцарение масляной живописи, не самоцель -- дух в видеокартине Виолы дышит так же свободно, как много веков назад у его предшественников.

Хоть Виола и говорит, что в основе проекта -- общечеловеческая ценность, то есть «встреча» вообще, а его в равной мере интересуют разные религиозные системы, трудно воспринимать «Приветствие» вне евангельской истории, которой оно принадлежит не только формой, но и поражающим ощущением чуда. Виола пробивает стереотип старой живописи, где за блеском техники и сиянием красок трудно уже видеть содержание. Выхолощенную, уставшую от времени форму он наполняет новой жизнью. Против течения моды запускает во всю мощь искусство переживания и работает с высокими темами -- жизни и смерти. Из русских художников для него важнейший -- Тарковский, даже сына в его честь назвал. Мистика Виолы не заумная, а гармоничная, захватывающая, как приключение в ином измерении, где только вас и ждали.

Подтверждение -- необычайная популярность проекта. При том, что выставки Виолы, активно работающего уже тридцать лет, происходят постоянно и повсеместно, десятилетней давности шедевр показывают чаще других работ (тоже замечательных). Видео -- демократичная техника, можно даже домой на видеокассете принести. Но видеть шедевр на большом экране -- особое удовольствие; сейчас его разделают с москвичами жители трех городов на двух континентах.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  02.02.2005
Наталья РАЗИНА
Диана Вишнева отметила «Жизелью» десятилетие работы на сцене
Символично, что в этот вечер в Мариинский театр пришла Алиса Фрейндлих с большим букетом белых роз. В том, как актриса и балерина прокладывали свои творческие пути, есть сходство... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  02.02.2005
Виктор БАЖЕНОВ
«Ивонна, принцесса Бургундская» на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда
Программа «Польский театр вчера и сегодня» началась, собственно говоря, не спектаклем. Были речи-встречи, были короткометражные фильмы Романа Поланского... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  02.02.2005
Смотрите с 3 февраля на экранах Москвы
«Близость» (США, 2004, Майк Николс). Новый фильм классика американской кинорежиссуры Николса («Кто боится Вирджинии Вульф», «Выпускник», «Силквуд») производит впечатление одной из самых молодых и свежих картин последнего времени... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  02.02.2005
Видеоинсталляция Билла Виолы в ГМИИ имени Пушкина
Проект Билла Виолы -- украшение Московской биеннале. Современное искусство редко предстает в таком виде: изящный замысел, классически совершенные формы и мощнейшее воздействие на зрителя... >>
//  читайте тему:  Выставки
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика