|
|
N°16, 02 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Продлись, мгновенье
Видеоинсталляция Билла Виолы в ГМИИ имени Пушкина
Проект Билла Виолы -- украшение Московской биеннале. Современное искусство редко предстает в таком виде: изящный замысел, классически совершенные формы и мощнейшее воздействие на зрителя. Видео сделано по мотивам картины «Встреча Марии с Елизаветой» (1528--1529) флорентийского маньериста Якопо Каруччи, прозванного Понтормо. Оставив из четырех фигур три, Виола поменял прекрасное остановленное мгновение на чуть затянутое плавное движение видеопленки, работающей с удесятеренной частотой. При медленной прокрутке -- сорок пять секунд реального времени развернуты в десять минут -- ясным и значительным становится каждое малейшее движение: взгляд, касание рук, вьющиеся одежды, завораживающий шепот, порывы ветра... На узкой улочке, слишком быстро сокращающейся вглубь (в подворотне -- какие-то мелкие сомнительные фигуры), женщины встречаются и разговаривают. Слишком медленное время отсылает сцену в потусторонние дали, где произошла и навеки осталась памятная встреча. Зритель втягивается в этот ритм, дышит медленнее, наслаждается каждой секундой. Понимает, что на его глазах происходит что-то необыкновенное. Такое же ликующее торжество видеотехники, каким некогда было воцарение масляной живописи, не самоцель -- дух в видеокартине Виолы дышит так же свободно, как много веков назад у его предшественников.
Хоть Виола и говорит, что в основе проекта -- общечеловеческая ценность, то есть «встреча» вообще, а его в равной мере интересуют разные религиозные системы, трудно воспринимать «Приветствие» вне евангельской истории, которой оно принадлежит не только формой, но и поражающим ощущением чуда. Виола пробивает стереотип старой живописи, где за блеском техники и сиянием красок трудно уже видеть содержание. Выхолощенную, уставшую от времени форму он наполняет новой жизнью. Против течения моды запускает во всю мощь искусство переживания и работает с высокими темами -- жизни и смерти. Из русских художников для него важнейший -- Тарковский, даже сына в его честь назвал. Мистика Виолы не заумная, а гармоничная, захватывающая, как приключение в ином измерении, где только вас и ждали.
Подтверждение -- необычайная популярность проекта. При том, что выставки Виолы, активно работающего уже тридцать лет, происходят постоянно и повсеместно, десятилетней давности шедевр показывают чаще других работ (тоже замечательных). Видео -- демократичная техника, можно даже домой на видеокассете принести. Но видеть шедевр на большом экране -- особое удовольствие; сейчас его разделают с москвичами жители трех городов на двух континентах.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ