N°179 25 сентября 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Вторжение неизбежно С братьями Дурненковыми на фестивале «Новая драма» стало веселее
«Новая драма» в разгаре; одним из центральных событий фестиваля стали спектакли по пьесам Вячеслава и Михаила Дурненковых: «В черном-черном городе» (Камерный театр, Воронеж) и «Культурный слой» (Театральный центр «Голосова-20», Тольятти). Их имена в отличие от имен Вадима и Олега Пресняковых, Максима Курочкина, Ивана Вырыпаева, Марии Ладо еще не на слуху -- тем интереснее знакомство.
Дурненковы -- тольяттинцы. Брат Вячеслав (старший) до того, как начал писать, занимался графикой; брат Михаил, говорят, до сих пор работает на заводе (судя по внешнему виду, вряд ли у станка). В театральную стихию их вовлек Вадим Леванов, главный тамошний культуртрегер, создатель центра «Голосова-20» и фестиваля «Майские чтения». Энтузиасты сейчас редки, так что восторженные крики о «тольяттинском феномене» (не конкретно о братьях Дурненковых, а о том, что обнаружилось новое месторождение талантов, ура!) до Москвы докатились быстро. Восторги, как обычно, нужно делить на шестнадцать, но в показанных пьесах впрямь есть нечто занятное. Дурненковы пишут: а) кратко, б) весело, в) всегда об одном и том же. О том, как в обыденную, перемолоченную сотнями пьес, повестей и рассказов жизнь (деревенские посиделки; привычная утренняя перебранка зануды-деда и неудачника-внука; пьянка двух мелких риэлторов, отмечающих удачную продажу) вторгается нечто сверхъестественное. Иногда навязывается извне, иногда прорывается изнутри; что с этим делать и что будет дальше -- совершенно непонятно, а порою и понимать не хочется. Авторов интересует сама ситуация вторжения. Одноактовку «В черном-черном городе» Вячеслав Дурненков написал в одиночку; начинается она с того, что три бабы и один мужик, сидя на скамейке, ведут до оскомины знакомые разговоры: « -- Щас вси грамотные стали. Как матка с батькой в навозе ковыряться не хочут. -- Да нехай, Валь, учится. Пока желание есть» и т.п. -- словом, папье-маше обыкновенное, выделанное из штампов «деревенской прозы». Появляются городские дети (двойняшки), отказываются грызть семечки, читают по просьбе старших стишок -- только не про дядю Степу и даже не из Остера, а нечто совсем странное, в обэриутском духе. Взрослые не понимают. « -- А тут ничего понимать не надо, тут почувствовать надо. -- А че почувствовать-то? -- Страх, тревогу, необъяснимое». И разражается необъяснимое. Один за другим взрослые, на которых двойняшки оказывают некое магическое воздействие, начинают рассказывать удивительные истории из своей жизни. Про то, как искривилось время и взрослый мужчина, уставший от жизни, вернулся в детство. Про то, как ожил человечек, скрученный из конфетной фольги. Про «космические голоса», которые давали полезные советы одинокой женщине («...Не корми поросят щавелем, у них от этого понос»), потом куда-то пропали, а потом однажды вернулись и спасли от ужасной смерти. Заканчивается все стихами, еще более странными, чем те, первые -- читает их парализованная бабка, которая до сих пор умела выговаривать только пять слов: «ананас», «Сирожа» и «заберут вас комоды». Стоит заметить, что ход не нов; описывать обыденную жизнь, громоздя литературные штампы, а затем превращать ее в нечто несусветное -- на этом приеме строится добрая половина сочинений Владимира Сорокина (вспомним хотя бы пьесу «Пельмени»). Стоит, однако, заметить и то новое, что есть в пьесе, сочиненной по старому концептуалистскому рецепту: неподдельный оптимизм. После «Пельменей», которые Лев Додин ввел в состав своего спектакля «Клаустрофобия» (1994), хотелось выть от отвращения к окружающей действительности; на спектакле Михаила Бычкова публика смеется много и с удовольствием -- чувствуется, что и молодым воронежским актерам весело играть пьесу Дурненкова. Их азартом и куражом искупается недостаток мастерства -- смотреть приятно. О «Культурном слое» говорить несколько сложнее. Тольяттинский Театральный центр «Голосова-20» показывал этот спектакль фестивальной публике примерно с тем же чувством, с каким молодой человек вводит любимую девушку в компанию своих старых друзей: вот, ребята, смотрите, это она, моя радость, мое счастье... И ему хочется, чтобы все смотрели на нее так же восторженно, как он сам, а если кто не увидит в ней красу красот, природы совершенство, с тем он скорее всего немедля рассорится. Поэтому о грустном (например, о дилетантизме исполнителей) мы говорить не будем. Пьеса состоит из трех разговоров, связанных не фабулой, а смысловыми перекличками. Наиболее удачен центральный: тот, в котором выпивают два риэлтора, один матерый и пообтесавшийся (Константин), а другой -- начинающий (Юрик), простодушное, услужливое и немного трусоватое быдло. Сгоняв молодого за коньяком, Константин принимается учить его жизни, опускать ниже плинтуса, доводить до истерики и готовить к встрече с необъяснимым: « -- Сходи в туалет. -- Я не хочу. -- Потом будет некогда и стыдно». Диалог выстроен отменно: живой, упругий, хлесткий. Есть реплики, гарантирующие взрыв смеха: например, когда выясняется, что гопник Юрик знает фильмы Тарковского. «Что? Ты смотрел «Сталкера»? - Ага... Нам какой-то пидор сказал, что это про зону фильм. Мы до конца досидели, такой облом!». Чудо же будет заключаться в следующем: Константин своими словами изложит Юрику теорию познания по Платону (суть в том, что любое знание хранится в человеческом уме изначально, его нужно лишь вспомнить; подробности можно прочесть в диалоге «Менон»), а потом приставит нож к горлу и скажет: «Артемидор. Онейрокритика. Вспоминай, сука. -- Чего в-вспоминать? - Кадык вырежу!.. Вспоминай». И тот, бледный, заикающийся (в туалет и впрямь стоило сходить заранее!), вспомнит: да, Артемидор, толкователь сновидений, 2 пол. II в. н.э., по мировоззрению был близок к стоикам... Все вспомнит -- даже тираж книги, которую никогда не брал в руки. Особый юмор заключается в том, что в платоновском диалоге Сократ извлекает из сверхнатуральной памяти собеседника хранящиеся там знания путем долгих разговоров, наводящих вопросов, почти (но именно почти!) подсказок. Нож действует быстрее и надежнее. Впрочем, назвав этот разговор самым удачным, я должен справедливости ради добавить: громче и веселее всего публика смеялась раньше, во время первого разговора (пенсионер-язвенник и непутевый внук-художник). Ворчливый дед, взнуздав любимую тему -- все разворовали, сволочи, оглоеды, пропала Россия и т.д., привел дивный пример: «Давеча смотрел по телевизору: один моряк рассказывал, как на флоте жрать нечего, так они с товарищами собаку поймали и съели. Но, правда, он такой виноватый был...». Зрители взвыли от счастья. В зале не было ни одного человека, который не помнил бы моноспектакль Гришковца «Как я съел собаку». Кто какие премии получит на фестивале, это решит жюри, но что братья Дурненковы запомнятся театралам -- это уже решилось само собою. |
С братьями Дурненковыми на фестивале «Новая драма» стало веселее «Новая драма» в разгаре; одним из центральных событий фестиваля стали спектакли по пьесам Вячеслава и Михаила Дурненковых: «В черном-черном городе» (Камерный театр, Воронеж) и «Культурный слой» (Театральный центр «Голосова-20», Тольятти). Их имена в отличие от имен Вадима и Олега Пресняковых, Максима Курочкина, Ивана Вырыпаева, Марии Ладо еще не на слуху -- тем интереснее знакомство... >>
Сегодня концертом из произведений композиторов XX века открывает сезон Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, лучший на сегодняшний день московский коллектив. После репетиции накануне концерта обозревателю газеты Сергею ХАЧАТУРОВУ удалось встретиться с художественным руководителем БСО, всемирно признанным дирижером-патриархом Владимиром ФЕДОСЕЕВЫМ... >>
Группа Blur сделала вид, что пообщалась с московскими журналистами Знаменитый английский коллектив, чье имя ассоциируется с расцветом модного в середине 90-х стиля брит-поп, не только дает в Москве два концерта, но еще и сыграл одну песню в эфире музыкального канала MTV. (Репортаж о концерте Blur в «Горбухе» читайте завтра.).. >>
В цирке на Вернадского премьера «Свадьбы соек» "Свадьба соек" не "нормальный" мюзикл и не "нормальное" цирковое представление. Для первого бедновато оформление, плоховато со звуком, многовато фанеры (когда герои разговаривают и припевают, все идет вживую, стоит затянуть арию -- вот она, родная, ошкуренная и отшлифованная). Для второго не хватает привычного пафоса, "подачи", цирковые номера несутся в общем быстром темпе, даже похлопать артистам не успеваешь... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|