|
|
N°37, 04 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Силовой передел
МЧС может стать жертвой административной реформы
Передел системы исполнительной власти страны, над которым все последние дни усиленно работает российское руководство, как стало известно газете «Время новостей», не исключено, все же не обойдет стороной и силовой блок. Под планы «оптимизации» структуры правительства, как выяснилось, может попасть МЧС и сам его глава Сергей Шойгу. По нашим данным, этот вопрос, наряду с судьбой сугубо гражданских ведомств, сейчас активно обсуждается на консультациях среди высшего руководства страны. При этом якобы рассматривается даже такой вариант, что МЧС вообще перестанет существовать, а в новом кабинете министров не найдется места и для г-на Шойгу. Кроме того, по нашим сведениям, на фоне общей реформы правительства активизировались разговоры и о дальнейшем совершенствовании -- как кадровом, так и структурном -- МВД и ФСБ. Хотя для них возможные изменения ограничатся скорее всего внутриведомственным уровнем.
Предположения о том, что реформа правительства может коснуться силовиков, основаны исключительно на неофициальной информации, и их пока никто из высших чиновников или политиков никак не комментировал. Более того, поначалу -- еще когда только стала известна фамилия нового премьера -- большинство наблюдателей сошлись во мнении, что правоохранительный блок неожиданно подувшие «ветры перемен» не затронут. Хотя, надо признать, при этом эксперты рассуждали, следуя только одной логике и основываясь лишь на косвенных признаках, что президент Путин, объявляя о смене правительства, говорил о новом именно экономическом курсе и что с силовиками он, как предполагалось, сделал все, что рассчитывал, еще весной прошлого года. Кроме того, необходимо отметить, что пока речь идет именно об обсуждении планов, реализация которых зависит от решения именно президента, -- назначение руководителей силовых ведомств и вообще любые организационные перестройки находятся исключительно в его компетенции.
Однако в любом случае сам факт того, что нынешняя реформа правительства вызвала обсуждение вопроса о целесообразности существования МЧС как такового, может считаться не менее неожиданным и сенсационным, чем назначение новым премьером Михаила Фрадкова. МЧС, учитывая частоту и масштабы периодически сотрясающих страну катаклизмов, уже давно заработало репутацию одного из наиболее необходимых федеральных ведомств. При этом во всей системе исполнительной власти оно оставалось единственным островком стабильности и порядка. В отличие от всех прочих министерств и госкомитетов МЧС ни разу серьезно не реформировалось, ни разу не ослабляло своих позиций, и наоборот, только последовательно наращивало потенциал. Сравнительно недавно, в 2002 году, МЧС почти в три раза увеличило свою численность за счет пожарных, которые ему были переданы в подчинение из МВД.
Глава МЧС Сергей Шойгу на российском политическом небосклоне сейчас вообще является фигурой исключительной. Даже по советским масштабам он может считаться старожилом-рекордсменом власти. Членом правительства он бессменно является аж с 1990 года, когда стоял у истоков создания тогда еще ГКЧС, в 1994 году преобразованного в министерство.
За эти годы г-н Шойгу успел стать, без преувеличения, одной из главных «визитных карточек» российской власти, не менее узнаваемой, чем оба российских президента. Что бы «чрезвычайное» ни случалось в стране, именно Сергей Шойгу -- в неизменной красной куртке -- обычно прямо с места трагедии давал телеинтервью, первым сообщая людям о том, что произошло и почему. Причем глава МЧС не ограничивал себя ролью сугубо «технического» представителя власти и почти всегда сразу называл предполагаемых виновников гибели людей или разрушений, устраивая публичные разносы губернаторам и даже другим министрам (как это было после наводнений в Якутии 2001 года и на юге России 2002 года).
Чем именно вызваны разговоры о незавидном будущем МЧС, пока неизвестно. Но, по имеющимся данным, вполне реально сейчас в руководстве страны обсуждается, среди прочих, вариант полного расформирования МЧС. По нему предполагается, что «активы» министерства можно разделить между несколькими структурами: войска гражданской обороны (около 20 тыс. человек) отойдут Минобороны; региональные управления ГОЧС -- с подчиненными поисково-спасательными службами и пожарными частями -- могут быть переданы под руководство (и на полное финансирование) местных властей. Неясной при таком варианте остается судьба только собственно федеральных служб МЧС -- Центрального аэромобильного спасательного отряда «Центроспас», Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», региональных (по округам) поисково-спасательных центров, Академии МЧС, Центра мониторинга и прогнозирования ЧС, ВНИИ и т.д. Но с учетом относительной немногочисленности штата этих служб они, понятно, в рамках «оптимизации» вполне могут быть подчинены какому-либо из «выживших» после реформы министерств. Сам же г-н Шойгу, если в правительстве для него портфеля не найдется, по слухам, может уехать руководить каким-нибудь из сибирских регионов. На любых выборах благодаря репутации и всенародной известности Шойгу, понятно, победа будет ему гарантирована.
Что касается МВД и ФСБ, то там, по нашим сведениям, в ближайшее время могут произойти серьезные внутренние изменения. В частности, по милиции рассматривается вопрос об объединении в одну службу органов следствия и дознания, а также по новому перераспределению функций между разными главками. Одновременно окончательно решится вопрос и с главой МВД -- с конца прошлого года им руководит Рашид Нургалиев в ранге врио министра. В ФСБ же, по нашим сведениям, в ближайшие дни могут быть предприняты новые серьезные кадровые перестановки в руководстве.
Сергей Кужугетович Шойгу родился в 1955 году в тувинском городке Чадан. Отец -- Кужугет Шойгу -- успешный советский чиновник, бывший зампред Совета министров Тувы. В 1977 году Сергей Шойгу окончил Красноярский политехнический институт. Работал в строительных организациях Сибири, в 1988 году назначен вторым секретарем абаканского горкома КПСС. С 1990 года -- зампред Госстроя РСФСР, который в тот период возглавлял Борис Ельцин. В конце 1990 года по инициативе Сергея Шойгу образуется Российский корпус спасателей, вскоре преобразованный в госкомитет, а в 1994 году -- в МЧС. В январе--мае 2000 года одновременно с руководством МЧС занимал пост вице-премьера правительства. С 1996-го Сергей Шойгу является членом Совета безопасности РФ. В мае 2003-го ему было присвоено воинское звание генерала армии. Удостоен звания Героя Российской Федерации, награжден орденом «За личное мужество», медалью «Защитник свободной России». С апреля 1995 года входил в состав совета партии «Наш дом -- Россия», однако активного участия в делах движения не принимал. С сентября 1999 года -- лидер федерального списка блока «Единство», но после выборов 2003 года от депутатского мандата отказался.
Виктор ПАУКОВ, Равиль ЛАТЫПОВ