Время новостей
     N°35, 02 марта 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.03.2004
Со всеми остановками
Железнодорожная реформа добралась лишь до акционирования отрасли
Главный успех реформы железнодорожной отрасли заключается в том, что властям удалось ликвидировать сохранившийся со сталинских времен пережиток социалистического прошлого -- суперструктуру, сочетающую в себе коммерческие функции единственного железнодорожного перевозчика и функции госрегулирования самой же себя. Первым шагом реформы МПС стало выделение из министерства системы регулирования тарифов -- раньше оно само устанавливало себе цену на экспортные перевозки, формирующие половину доходов, теперь же ценообразованием на железнодорожном транспорте занимается Федеральная энергетическая комиссия. Вторым шагом стало разделение финансовых потоков МПС, создание механизмов управления издержками. И наконец все завершилось созданием в прошлом году ОАО «Российские железные дороги», которое на 100% принадлежит государству и о приватизации которого речь пока не идет.

Собственно, этим конкретные дела в реформировании отрасли исчерпываются. Однако реформаторы всюду рапортуют о своих успехах, утверждая, что сделано в общем-то немало. МПС к приходу в Кремль Владимира Путина выглядело «отсталым» по сравнению с другими естественно-монопольными секторами экономики. Отчасти это объясняется тем, что акционирование энергетической и газовой отраслей прошло еще на заре 1990-х годов.

Концепция железнодорожной реформы была утверждена правительством только в мае 1998 года. Но затем ее претворению в жизнь помешал финансовый кризис, а чуть позже началась атака на главного идеолога реформы -- Николая Аксененко. 3 января 2002 года Владимир Путин уволил его с должности главы МПС, на следующий день на пост министра был назначен родственник г-на Аксененко Геннадий Фадеев. Представляя на коллегии МПС нового министра, Михаил Касьянов заявил, что задача г-на Фадеева -- «организовать бесперебойную работу железнодорожного транспорта на переходный период». Таким образом, властная вертикаль Владимира Путина сумела частично разрушить «государство в государстве», созданное г-ном Аксененко, и в срочном порядке поставила перед правительством задачу переписать концепцию реформы.

Но единый подход к реформам министерствам и ведомствам выработать не удалось. Согласовав законопроекты между собой, а потом и с парламентом, реформаторы в итоге сами же признали их «сырыми». Единственным объединяющим всех вектором была президентская задача усиления контроля государства над отраслью.

Эта задача по большому счету и была выполнена. Акции полностью государственного ОАО «РЖД» не подлежат отчуждению, а это значит, что будущее правительство сможет проводить реформу по собственному усмотрению -- не отвлекаясь на споры с миноритариями и различными финансово-промышленными группами, как в случае с РАО «ЕЭС», или не будучи связанным различными (прежде всего долговыми) обязательствами, как в случае с «Газпромом».

Тем не менее разделять государственные и хозяйственные функции применительно к РЖД правительству Владимира Путина придется в ближайшие четыре года, и далеко не факт, что с этой задачей удастся справиться. Размежевание монопольной и конкурентной составляющих компании, как прогнозируют реформаторы-железнодорожники, произойдет не раньше 2008--2010 годов, после того как на базе РЖД будут созданы дочерние АО по видам деятельности, а их акции будут проданы инвесторам. У головной компании останутся управление инфраструктурой и перевозочная деятельность, обусловленная госинтересами. Так что сроки железнодорожной реформы не укладываются ни в один политический цикл. Кроме того, нельзя исключать, что в ближайшие четыре года создание конкуренции на железных дорогах будет признано несовместимым с интересами государства, и реформа угаснет, фактически так и не начавшись.

Хроника

9 ноября 2000 года правительство рассмотрело подготовленный МПС проект концепции реформирования отрасли и отправило его на доработку, создав межведомственную комиссию для подготовки нового документа.

12 апреля 2001 года правительство в целом одобрило представленный совместно МПС и Минэкономразвития проект Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и окончательно утвердило его 18 мая.

11 июля 2001 года РСПП выразил «неудовлетворение» начинающейся железнодорожной реформой и предложил в качестве альтернативы правительственной концепции подготовить собственную версию программы. Предложение осталось без ответа.

29 августа 2001 года в МПС появилась должность замминистра по реформе, на которую была назначена руководитель консультирующей железнодорожников компании «Современные бизнес-технологии» Анна Белова.

3 января 2002 года Владимир Путин уволил Николая Аксененко с должности главы МПС, на следующий день на пост министра был назначен родственник г-на Аксененко Геннадий Фадеев. Представляя на коллегии МПС нового министра, Михаил Касьянов заявил, что задача г-на Фадеева -- «организовать бесперебойную работу железнодорожного транспорта на переходный период».

Январь 2002 года. Федеральная служба безопасности отказалась согласовывать законопроект об особенностях приватизации железных дорог, выступив против передачи железнодорожной инфраструктуры в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги». Вскоре правительственная комиссия достигла компромисса с силовыми структурами: на принадлежащие государству 100% акций ОАО «РЖД» решено наложить запрет на отчуждение.

Февраль 2002 года. Геннадий Фадеев предложил отложить еще на год реформу МПС и сформировать ОАО «РЖД» в конце 2003 года.

Март 2002 года. МПС направило в Госдуму пакет законопроектов о реформировании отрасли.

24 декабря 2002 года пакет законопроектов одобрен депутатами Госдумы.

27 декабря 2002 года Совет Федерации забраковал базовый законопроект «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Закон был возвращен к стадии второго чтения Госдумы и принят парламентом после того, как в него была внесена поправка, устанавливающая перечень земельных участков, не допускающихся к передаче в уставный капитал ОАО «РЖД».

16 мая 2003 года правительство утвердило план мероприятий по проведению второго этапа реформирования железнодорожной отрасли.

30 июня 2003 года Михаил Касьянов утвердил перечень имущества, вносимого в уставный капитал ОАО «РЖД».

18 сентября 2003 года учреждено открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Его президентом Владимир Путин назначил Геннадия Фадеева.

30 сентября 2003 года в ОАО «РЖД» передано имущество стоимостью 1,535 трлн руб. «РЖД» стало самой крупной акционерной компанией в стране.

7 октября 2003 года Владимир Путин назначил главой МПС Вадима Морозова.

26 января 2004 года председатель совета директоров ОАО «РЖД» Виктор Христенко заявил, что правлению компании поручено начать разработку программы стратегического развития компании.

Яна ВИКТОРОВА, Николай ГОРЕЛОВ, Алексей ГРИВАЧ, Андрей ДЕНИСОВ