Время новостей
     N°14, 29 января 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.01.2004
Кольца в воду
Фестиваль «Золотая маска» остался без спектаклей Мариинского театра
Мариинский театр объявил о фактическом разрыве отношений с фестивалем «Золотая маска». Во вторник пресс-служба театра, оперная труппа которого сейчас находится на гастролях в Баден-Бадене со своей недавней версией вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга», распространила официальное заявление, в котором говорится, что из-за несогласованности планов фестиваля с планами Мариинского театра последний вынужден отозвать все свои спектакли из числа участников фестиваля и номинантов на премию. Это значит, что спектакли, отобранные экспертным советом фестиваля (это не только «Кольцо», но еще опера «Чародейка» и балеты «Весна священная», «Свадебка» и «Этюды»), не просто не будут показаны в Москве, но и еще лишат конкурс захватывающей интриги и сугубой респектабельности. А также не украсят своими названиями премиальный список десятой юбилейной «Маски», чего можно было ожидать.

Строго говоря, о возможности отсутствия Мариинки в Москве было известно давно. «Маска» договорилась с Большим театром об аренде зала на период с 20 по 24 февраля, хотя петербургский театр настаивал на том, что в это время занят -- оперная труппа гастролирует в Израиле, а в балетной -- идет подготовка новой программы Уильяма Форсайта. Анонсируя весеннюю музыкальную афишу, газета «Время новостей» писала о том, что возможное отсутствие Мариинки в Москве ставит под вопрос ее участие в конкурсе. Между тем разрыв инициировали питерцы, а не москвичи. Если не считать обидой то, что жюри «Золотой маски», приглашенное Валерием Гергиевым смотреть «Кольцо» в Баден-Баден (организовать выездную сессию должна была «Маска»), саботировало это предложение и руководителю Мариинки ничего не ответило.

В оргкомитете «Маски» говорят, что не рассчитывали на столь резкий жест г-на Гергиева, полагая, что если из афиши и выпадет «Кольцо», то оставшихся названий всем будет достаточно. В оргкомитете объясняют, что жюри готово было отойти от практики оценки только привезенных в Москву спектаклей и отправиться смотреть остальные спектакли в Питер. Но не в Баден-Баден. Тут-то Гергиев, не желавший менять планы ради «Маски», похоже, и рассвирепел. Не «Чародейка» и не балеты Стравинского и Черни, при всем качестве этих спектаклей, выглядят сейчас главным блюдом в Мариинском меню, предложенном миру. Тетралогия, за которую театр бился много лет, меняя по дороге режиссеров, стала вполне эпохальным событием хотя бы уже потому, что это последнее по времени «Кольцо» в мире. И мир разглядывает его заинтересованно и благожелательно. «Маска» же не обратила на амбициозный труд специального внимания, чем огорчила мариинское руководство.

Официальный ответ директора фестиваля «Золотая маска» и одновременно театрального продюсера, много сотрудничающего с Мариинским театром, Эдуарда Боякова, которого ЧП застало в отпуске, сводится к сожалениям о том, что «невозможность участия в «Золотой маске» одного спектакля влечет за собой отзыв остальных».

Так или иначе, кажется, будто оргкомитет и жюри юбилейного фестиваля не справились с управлением нервной фестивальной машиной. Мариинские спектакли с афиши слетели, чего по-настоящему жаль, если думать об имидже «Золотой маски». Что же касается московской публики, то она их все равно бы не увидела. И по этому поводу в столице начали сожалеть еще до всякого скандала.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Театр