|
|
N°233, 15 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Транзитный прокол
Евросоюз и Россия опять разошлись
Подписание правительствами 51 государства соглашения о транспортировке энергоносителей, более известного как транзитный протокол к Энергетической хартии, приостановлены до лета. Как сообщил секретариат хартии после состоявшейся на прошлой неделе конференции, это произошло из-за коренных разногласий между Россией и Евросоюзом. Судя по всему, за полгода стороны рассчитывают прийти к какому-то решению по вопросу присоединения России к ВТО, чему препятствуют требования ЕС в энергетической сфере. Если компромисс удастся найти, разговор по транзитному протоколу станет более предметным и конструктивным, поскольку разногласия по нему являются частью общей дискуссии в рамках вступления в ВТО.
Как сообщает официальный интернет-сайт хартии, разница в позициях сторон прежде всего заключается в несогласии ЕС с требованием России предоставить ей право отказать поставщикам из третьих стран в заключении контракта при пролонгации краткосрочных сделок по транспортировке энергоносителей. Также Евросоюз и Россия не смогли договориться о точных формулировках закона о транзитных тарифах. Разногласия также существуют и в вопросе вступления России в ВТО -- прежде всего относительно желания Евросоюза увеличить внутреннюю цену на энергоносители в России, а также снизить экспортную цену на российское топливо для стран Европы.
Декларируемой официальной целью протокола является выработка правил подключения к трубопроводам и энергосетям третьих стран, а также международные стандарты расчета тарифов на транспортировку энергоносителей. «Подписание этого соглашения снизило бы политические риски при инвестировании в подобные проекты и способствовало бы конкуренции в области энергетики», -- говорится в сообщении секретариата хартии. На практике для России, если она подпишется под ним, это означает открытие практически беспрепятственного и бесконтрольного доступа среднеазиатского газа и нефти к европейскому рынку. Что явно противоречит прежде всего интересам национальных компаний -- «Газпрома», «Транснефти». Кроме того, российская сторона не сможет самостоятельно определять уровень оплаты транзитных услуг по собственным трубопроводам.
Хотя саму хартию Россия подписала еще в 1994 году, Госдума до сих пор не ратифицировала ее, а значит де-факто и де-юре на территории нашей страны она не действует. Причем преимущественно из-за разногласий по транзитному протоколу, который было бы трудно не подписывать после процедуры ратификации.
Алексей ГРИВАЧ