|
|
N°231, 10 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Летать по-русски
«Ильюшин» предложил Фиделю Кастро самолет Владимира Путина
Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) ведет переговоры с властями Кубы о продаже двух самолетов Ил-96-300 для крупнейшей государственной авиакомпании этой страны Cubana de Aviacion. По мнению главы ИФК Александра Рубцова, контракт может быть подписан уже в первом квартале 2004 года. Правда, для этого надо договориться не только с кубинским, но еще и с российским правительством.
В конце ноября Кубу посетил генеральный директор ИФК Александр Рубцов. Вместе с ним на тропическом острове побывали Вячеслав Саликов, генеральный директор Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), выпускающего самолеты Ил-96-300, и Олег Королев, замгендиректора по маркетингу Пермского моторного завода (ПМЗ), на котором делают двигатели для этих лайнеров. Вчера пресс-служба ПМЗ распространила сообщение, что речь на переговорах шла о поставке двух самолетов в двуклассной компоновке на 269 пассажирских мест. При этом кубинцы просили предусмотреть возможность конвертации салона бизнес-класса в VIP-салон для обслуживания зарубежных визитов кубинского лидера Фиделя Кастро. Контракт, согласно этому сообщению, может быть подписан уже в первом квартале 2004 года, а поставка самолетов -- осуществлена в 2004--2005 годах.
Интересно, что ВАСО не имеет объективной возможности так быстро изготовить новые лайнеры, а в бюджете Кубы нет денег на оплату такой масштабной покупки. Также любопытно, что Cubana пока не имеет в своем парке Ил-96, но именно на них уже несколько лет выполняет рейсы из Гаваны в Москву -- рейс Москва--Гавана обслуживают компании Cubana и «Аэрофлот» на основании так называемого договора code-sharing. Фактически там летают только машины «Аэрофлота» (обычно Ил-96-300).
Cubana испытывает серьезный дефицит авиатехники и на других участках своей маршрутной сети, охватывающей национальную территорию Острова свободы, Карибский бассейн, фрагменты Южной и Северной Америки (исключая США, разумеется), несколько маршрутов в Западной Европе. Для обслуживания всего этого обширного хозяйства Cubana располагает всего-навсего четырьмя Ил-62М, тремя Як-42Д, пятью Ан-24 и одной-единственной «капиталистической» машиной А-320-200. Причем наряду с обычными кубинцами этим небогатым парком пользуется для своих частых зарубежных визитов лидер кубинской революции Фидель Кастро.
Начиная с революции 1959 года и до начала 90-х годов парк Cubana пополнялся исключительно советскими моделями самолетов. После завершения социалистического строительства в России этот источник поставок иссяк. В 1998 году руководство Кубы приняло решение перевооружить Cubana западной авиатехникой. Самым большим самолетом, взятым в лизинг во исполнение этого решения у одной французской компании, оказался дальнемагистральный лайнер DC-10 американского производства. В декабре 1999 года он разбился в Гватемале. Примерно в то же время разбилось несколько кубинских Ан-24. По совокупности этих трагедий Cubana заслужила от профессиональных авиационных изданий титул «самой опасной авиакомпании мира 1999 года».
К тому же она осталась фактически без современных дальнемагистральных машин. В Венесуэлу или Доминиканскую Республику Фидель Кастро еще может слетать на Ил-62М. Но для Европы эта машина уже слабовата и старовата.
Владимира Путина в любую столицу мира легко доносит Ил-96-300 производства ВАСО. Главнокомандующему Кубы быстро приобрести такую же машину пока мешают два обстоятельства. На ВАСО в близком к готовности состоянии стоят пять таких лайнеров, но все они уже обещаны «Аэрофлоту». И цена каждого из них -- примерно 50 млн долл. Александр Рубцов вчера сообщил газете «Время новостей», что кубинцы хотели бы получить в России государственный кредит на покупку двух из «аэрофлотовских» лайнеров. По словам гендиректора ИФК, судьба сделки зависит от того, выделит российская казна этот кредит или нет.
Михаил КУКУШКИН