|
|
N°230, 09 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Станет ли Ирак вторым Ливаном?
Ситуация в Ираке ухудшается с каждым днем. И не исключено, что война Джорджа Буша против Саддама Хусейна плавно перетечет в гражданскую войну между различными религиозно-этническими группами в Ираке. Таким образом, в Ираке вполне может реализоваться не афганский сценарий, о котором так много говорили до начала войны, а ливанский.
Бывший иракский режим был одним из самых деспотических даже по арабским масштабам. А вот Ливан был настоящим оазисом демократии. Опять-таки по ближневосточным стандартам. Главное сходство между этими странами состоит в том, что это многоконфессиональные государства, где живут представители самых разных религиозных течений. В отличие, например, от Саудовской Аравии, где подавляющее большинство населения исповедует ислам суннитского толка, в Ираке и Ливане бок о бок живут мусульмане и христиане, принадлежащие к разным религиозным течениям. Из-за межрелигиозных трений в Ливане в 1975 году разразилась гражданская война, которая продолжалась 15 лет.
В Ираке пока имеет место не гражданская война, а иностранная интервенция, но она может расколоть общество и спровоцировать межконфессиональные столкновения. Вряд ли эти столкновения будут мусульманско-христианскими, как это было в Ливане в 70--80-е годы. Скорее всего это будет конфликт между суннитским меньшинством, которое десятилетиями правило страной, и шиитским большинством (60% населения). В религиозно-этнической мозаике 22-миллионного Ирака представлено около миллиона христиан (ассирийцы, халдеи, армяне) и несколько миллионов курдов. Самым знаменитым иракским халдеем был соратник Саддама бывший вице-премьер Тарик Азиз.
Курды в большинстве своем сунниты. Но поскольку при Саддаме Хусейне они были угнетаемым народом, то в гипотетической гражданской войне они, скорее всего, примут сторону не менее угнетаемых шиитов. К тому же есть, хотя их совсем немного, курды, исповедующие ислам шиитского толка. При Саддаме их притесняли вдвойне: за то, что курды, и за то, что шииты. К кому присоединятся христиане, предположить трудно, но это не столь важно -- организованной силы они собой не представляют. А в Ираке, как, впрочем, везде в арабском мире, все решает военная сила.
Свидетельств того, что межконфессиональная ситуация в Ираке ухудшается, много. В конце августа убит выдающийся лидер шиитов, глава Верховного совета исламской революции в Ираке Мухаммад Бакр аль-Хаким. В результате взрыва грузовика около мечети в городе Неджеф погибли десятки его сторонников. Неважно, кто организовал это покушение, потому что организаторы добились главной цели: многие иракцы стали в этом обвинять американцев. Гражданская война в Ливане началась с похожего инцидента. В 1975 году в Бейруте правохристианские экстремисты взорвали автобус с палестинскими бойцами и их ливанскими сторонниками. Началась 15-летняя война, которая привела к полному опустошению страны. Потом, правда, все стороны сошлись на том, что это была «сионистская провокация», которая должна была расколоть сплоченный ливанский народ. Точно так иракцы сейчас сваливают всю вину за происходящее в их стране на США, а заодно и на Израиль.
Разделение по религиозному принципу, конфессионализм, -- не лучший выход из кризиса. Страны, которые им руководствуются, например Ливан, переживают трудные времена. Американцам в Ираке придется выбирать между плохим и очень плохим. Плохое -- это узаконивание принципа конфессионализма через закрепление за суннитским меньшинством руководящей роли в стране. Очень плохое -- это проведение более или менее честных выборов, на которых, естественно, победят шииты. Но это приведет к сближению Ирака и Ирана, страны, которой явно хочется войти в ядерный клуб, что для США абсолютно неприемлемо.
Михаил Аландаренко