|
|
N°220, 25 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бригадный подряд
Объявлены номинанты национальной премии кинопрессы и кинокритики «Золотой овен»
Лидером симпатий критики стал фильм Петра Буслова «Бумер», попавший в семь из одиннадцати номинаций. На втором месте «Возвращение» Андрея Звягинцева -- у него пять номинаций. На звание лучшего фильма года претендуют еще две картины -- «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова (четыре номинации) и «Старухи» Геннадия Сидорова (две номинации). Примерно та же компания в номинации «Лучший режиссер» (за исключением Геннадия Сидорова), и что интересно, в номинации «Лучший дебют», где, естественно, нет «Магнитных бурь», зато есть «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, названный в трех номинациях. Так что в определении наиболее значительных работ сегодняшнего кинематографа критики и журналисты, в общем, едины.
Среди других фильмов, тоже оказавшихся в списке отмеченных: «Прогулка» Алексея Учителя (разделившая третье место с «Магнитными бурями» по числу номинаций), «Бедный, бедный Павел» и «Шик» Бахтиера Худойназарова (по три номинации), а также упомянутые однажды «Отец и сын» (фильм Сокурова отметили за работу художника Натальи Кочергиной), «Бабуся» (актриса Анна Овсянникова претендует на приз за лучшую роль второго плана), «Ключ от спальни» (тоже работа художников, Александра Борисова и Леонида Синцицкого), «Правда о щелпах» (критики не забыли трех провинциальных актеров -- Камиля Тукаева, Алексея Шлямина и Леонида Окунева, -- уже получивших приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре») и «Благословите женщину» (Инна Чурикова -- за роль второго плана). В сущности, это и все картины, вызвавшие интерес в этом, довольно удачном для кинематографа сезоне.
В том, как сложилась именно эта картинка, конечно, есть элемент произвольности. Дело в том, что по регламенту премии на ее первом этапе голосуют почти все журналисты, пишущие о кино, которым рассылают анкеты с перечислением вышедших за год фильмов. А вот полученные результаты обсуждает Гильдия кинокритиков Союза кинематографистов РФ, экспертный совет которой выносит окончательное решение. Таким образом, оказываются смешанными два принципа -- массового голосования и экспертной его обработки. Но если уж ориентироваться на мнения всех пишущих о кино, то разумнее было бы ограничиться прямым и общим голосованием. Пока принято решение максимально увеличить число членов гильдии, приняв в нее практически всех тех, кто регулярно смотрит фильмы и внятно о них высказывается. Тогда финалисты и лауреаты будут выбраны простым большинством, что сделает премию если не более справедливой (справедливых премий, видимо, вообще не бывает), то более репрезентативной.
Впрочем, странным образом разношерстное критическое сообщество в результате почти всегда оказывается в состоянии вывести некоторое среднее мнение, выражающее ведущее умонастроение.
Спорить можно о частностях. Меня, например, удивляет отсутствие среди претендентов на лучшую мужскую роль актеров из фильма «Возвращение». Вообще же забавно, что в этой номинации присутствует только один актер как таковой -- Виктор Сухоруков («Бедный, бедный Павел»). Его конкурентами стали два мужских коллектива: четверо из «Бумера» и трое из фильма «Правда о щелпах». Если бы добавить к ним троих актеров из «Возвращения», то в этой номинации бороться за победу могли бы сразу три бригады.
Кстати, приз за лучший фильм получает не режиссер, а продюсер картины. Интересно, кому отдаст предпочтение экспертный совет: Сергею Члиянцу («Бумер»), чей фильм оказался самым востребуемым в стране, собрав самую большую кассу, или Дмитрию Лесневскому («Возвращение»), проект которого принес России самый шумный успех за рубежом?
Алена СОЛНЦЕВА