|
|
N°211, 12 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шпионы в королевстве скорости
Ускорить прогресс можно не только инженерной мыслью
Настоящий шпионский скандал столкнул две команды: «Феррари» и «Тойоту». «Формулу-1» называют королевой автогонок, и главная ценность в этом королевстве -- качественный болид. Производство машины всегда держится в полном секрете. До первого появления на публике о новинке не должен знать ни один лишний человек. В таких условиях важна любая информация о работе конкурентов. Промышленный шпионаж -- один из способов добыть необходимые данные.
Сходство между болидами «Тойоты» образца 2003 года TF103 и «Феррари» F2002 заметили давно. В начале прошлого сезона оно стало предметом для множества шуток. Однако после старта первого Гран-при все несерьезные разговоры забылись. Повод вспомнить их появился в начале ноября, когда на базу «Тойоты» в Кельне пришли представители немецкой полиции. В помещениях службы аэродинамических разработок был проведен обыск, в результате которого полиция конфисковала технические проекты, компьютеры и диски с информацией. Одновременно был задержан и допрошен один из сотрудников «Тойоты», итальянец по происхождению, два года назад работавший в «Феррари». Недавно стало известно, что его зовут Анжело Сантини и он является специалистом по аэродинамике. Обыск был проведен после запроса из прокуратуры итальянского города Модена, в котором полиция расследует дело о шпионаже после обращения туда представителей «Феррари».
За последние годы из «Феррари» в «Тойоту» перешли пять специалистов. Главным подозреваемым в шпионаже стал Сантини. Еще три человека -- моторист Лука Марморини, инженер-металлург Фабрицио Фабрри и логистик Луиджи Урбинелли -- ни в чем не обвиняются. Пятый работник -- инженер Маурио Иаккони. По непроверенной информации, Сантини могли помогать два человека, работавшие раньше вместе с ним в фирме Aerolab, которая сотрудничает с «Феррари». Это инженер Антонио Тенторио, в данный момент с Aerolab не сотрудничающий, и как раз Иаккони. Он ушел из Aerolab еще в 1999 году, а сейчас вместе с Сантини работает в «Тойоте». Итальянская пресса предполагает, что Тенторио и Иаккони причастны к делу о шпионаже. Сейчас все трое находятся под подозрением, и ими серьезно занимаются итальянская и немецкая полиции, совместно ведущие это дело.
Одним из фактов, доказывающих вину Сантини и его возможных помощников, является скандальная новость, датируемая 2001 годом, временем, когда итальянец сменил место работы. Тогда некий сотрудник, уволившийся из «Феррари», предлагал другим командам купить за несколько миллионов евро секретную документацию. В частности, от такого предложения отказались в «Ягуаре». Никаких доказательств в тот раз получено не было, и об этом факте на время забыли, а Сантини устроился на работу в «Тойоту», где уже трудился Иаккони.
Если факт шпионажа докажут, а пока все идет именно к этому, «Тойота» столкнется с серьезными проблемами. Главный вопрос полиции будет звучать так: знали ли в команде о том, что ее инженеры используют в работе схемы конкурентов. Естественно, «Тойота» будет всячески открещиваться от любого участия в возможном копировании. Представители команды уже начали это делать. Пресс-секретарь «Тойоты» Андре Фикарелли после объявления главным подозреваемым Сантити заявил: «Мы вовлечены в это дело только потому, что этот человек у нас работает. Мы не делали ничего противозаконного». Однако не понятно, как же так получилось, что в «Тойоте» не знали о событиях, происходящих в их аэродинамическом отделе. А если и вправду не знали, то как же тогда не заметили явного сходства между двумя машинами.
В случае невиновности «Тойоты» возникнет еще один важный вопрос: будут неясны мотивы шпионов. Если они украли секретные данные и с их помощью сделали болид «Тойоты» лучше, но никому об это не сказали и ничего от этого не получили, то зачем им было все это делать? Не ради же простой забавы или из чистого любопытства. Сейчас инженеры поставили под удар свою репутацию, а значит, и дальнейшую карьеру. Если кто-то из троицы Сантини--Иаккони--Тенторио два года назад продавал материалы за миллионы, то становится очевидно, что они не станут бесплатно делиться важной информацией.
Секретность -- залог успеха в мире «Ф-1». Тайны есть даже между работниками одной команды. Например, простой механик никогда не знает точно, какие характеристики у пружины, устанавливаемой им на машину. В 70-х годах прошлого века у команды «Уильямс» прямо из боксов украли важные данные. С тех пор в каждой команде есть своя служба безопасности. По слухам, есть и люди, задача которых внимательно следить за конкурентами и информировать о каждой замеченной мелочи. Рассекречивание аэродинамических характеристик машины -- настоящая катастрофа, которая может заставить полностью переработать конфигурацию болида. Пока идет разбирательство, в «Тойоте» уже вовсю работают над машиной TF104, которая будет выступать в следующем сезоне. Срок окончания расследования дела о шпионаже неизвестен.
Илья ЗАХАРОВ