Совместное предприятие "GM-АвтоВАЗ" официально объявило о старте с 2005 года нового проекта для среднего класса. Как и ожидалось, на вчерашней пресс-конференции Владимир Каданников, возглавляющий советы директоров «АвтоВАЗа» и СП, раскрыл название готовящейся к запуску новой модели, которое держалось в секрете. Ею стала Opel AstraТ 3000. Машина будет продаваться только на российском рынке и исключительно под брендом Chevrolet. Аналитики полагают, что новый проект -- это значительный технологический скачок как для «АвтоВАЗа», так и для российского автопрома в целом.
Сами вазовцы говорят, что для тольяттинского завода началась новая эпоха -- интеграция в мировое автомобилестроение.
О сборке
Opel Astra, основным преимуществом которой является ее относительная дешевизна, американцы помышляли с самого начала сотрудничества с «АвтоВАЗом», собираясь сделать ее базовым автомобилем для СП. Два года назад партнеры «АвтоВАЗа» так и не смогли решиться на этот шаг, сочтя продажи в России Opel Astra немецкой сборки вполне удовлетворительными. Это определило выбор СП в пользу более дешевой Chevrolet Niva, которая выпускается с 23 сентября 2002. Напомним, что за 13 месяцев в Тольятти было выпущено уже более 17 тыс. автомобилей. Объем производства СП «GM-АвтоВАЗ» должен составить 75 тыс. автомобилей, из них 17 тыс. -- автомобили Opel Astra.
Несмотря на планы по увеличению производства Chevrolet Niva, проект по сборке иностранной модели не был задвинут в долгий ящик и продолжал рассматриваться партнерами в качестве следующего шага.
Сделан он был после того, как американские коллеги получили первые плоды сотрудничества с российским партнером и убедились в наличии все возрастающего спроса на российском рынке на машины подобного класса. «Продажи Chevrolet Niva превзошли наши ожидания, -- говорит президент GM Europe Майкл Бернс. -- Для нас очевиден большой рыночный потенциал компактных автомобилей российского производства, однако новый проект также демонстрирует нашу уверенность в успехе совместного предприятия и долгосрочных отношений с «АвтоВАЗом».
К принятию окончательного решения о производстве седана Opel Astra партнеров подтолкнули успешные продажи внедорожников, а также прогнозируемый акционерами предприятия рост автомобильного рынка в России, подтверждает г-н Каданников. По словам главы «АвтоВАЗа», в стране наметилась тенденция к увеличению продаж автомобилей средней и высокой ценовой категории -- 7--10 тыс. и 10--15 тыс. долл. Этот ценовой сегмент, по данным тольяттинских маркетологов, будет расти, а продажи более дешевых машин -- падать. Поэтому "GM-АвтоВАЗ" и торопится занять растущую рыночную нишу.
Аналитики уже сейчас не сомневаются, что автомобиль найдет покупателя, а рынок примет весь объем произведенных на СП машин. Проектная мощность производства новой модели, по словам гендиректора "GM-АвтоВАЗ" Джона Милонаса, запланирована в объеме 17 тыс. автомобилей в год. Однако когда именно будет достигнут этот показатель, руководители СП уточнять не стали, сказав, что в 2005 году будет собрана установочная партия -- 1,5 тыс. новых автомашин.
Розничная цена нового автомобиля станет известна непосредственно перед началом производства. По словам главы «АвтоВАЗа», в ценовом сегменте Opel Astra будет конкурировать с производимым в Ленинградской области Ford Focus. Однако уже сейчас можно с точностью говорить о том, что новый автомобиль будет дешевле нынешней Opel Astra, стоящей сейчас в базовой комплектации около 13 300 долларов.
Для СП новый проект обойдется в 100 млн долл., именно столько, по словам г-на Каданникова, будет инвестировано в запуск Opel Astra. По мнению главы СП, для запуска в серию нет необходимости в привлечении кредитов, так как производство будет организовано за счет собственных средств "GM-АвтоВАЗ", которое, как отметил г-н Милонас, способно осуществить это «и морально и технически». Вложения акционеров в выпуск новой марки будут осуществляться на паритетных началах.
Эксперты уже давно откинули сомнения в том, что единственный шанс для спасения российского автопрома -- это не столько финансовые средства западных инвесторов, сколько экспорт современных технологий. «АвтоВАЗ» этот шанс уже получил. В отличие от предыдущего проекта СП -- Chevrolet Niva, который, по сути, представлял собой модернизированный вариант вазовского внедорожника, -- Opel Astra на 100% западный автомобиль. В дальнейшем опыт его производства будет транслирован и на автомобили, сходящие с конвейера «АвтоВАЗа», как в свое время методика запуска автомобиля Chevrolet Niva помогла, по словам г-на Каданникова, сократить срок подготовки к производству нового вазовского автомобиля «Калина».
Для «АвтоВАЗа» это большой скачок вперед, соглашается Елена Сахнова из инвесткомании UFG, подчеркивая, что выбранный заводом путь повышения качества на сегодняшний день единственно верный. Сейчас развитие возможно только путем копирования, на поступательную эволюцию уйдет слишком много времени, полагает аналитик.
Совместное начинание «АвтоВАЗа» сулит перспективы роста и для рынка российских производителей автокомпонентов. Г-н Милонас утверждает, что доля российских запчастей в производстве Opel Astra составит уже в ближайшее время 33%.