|
|
N°200, 24 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Потеряли ли россияне Ирак?
Автор этих строк на днях вернулся из Багдада. Город по-прежнему на полувоенном положении -- разрушенные здания, неубранный мусор, транспортные пробки, блокпосты американских войск, перебои с электричеством и водой, комендантский час.
Стрельба и взрывы обычное дело и днем и ночью. На мой взгляд, это не столько так называемое сопротивление, сколько обычные уголовники, чувствующие себя вольготно. Американские военные справиться с ними не могут, они к этому не подготовлены.
На этом безрадостном фоне есть тенденции к восстановлению госструктур. Налаживается добыча нефти. По иракским данным, ее добывают 2 млн баррелей в день. Сформированный 13 июля с подачи американцев на конфессионально-этнической основе Временный управляющий совет Ирака (ВУСИ) пусть формальный, но все же государственный орган постсаддамовского Ирака. Но многим министерствам, конечно, не хватает кадров, финансирования, а решения иракских чиновников контролируют американцы в лице приданных министерствам советников.
Американский оккупационный режим по-прежнему раздражает все слои населения. Ликвидировав власть Саддама, американцы попутно разрушили и иракскую государственность, не будучи готовы предложить разумную альтернативу.
С другой стороны, «американские штыки» не допускают конфликтов, которые могут возникнуть на почве исторически присущих Ираку острых проблем этнического, религиозного, социального характера и которые режим Хусейна подавлял силой. Оппозиция была едина лишь в уничтожении Саддама. Но подходы к будущему Ирака противоречивы. В новых структурах чувствуется дух подозрительности.
Новые власти спорят, например, о судьбе лиц, связанных с бывшей правящей партией Баас. Трезвомыслящие политики считают, что не замешанных в кровавых злодеяниях баасистов, особенно профессионалов, надо использовать в новых структурах. Острые дискуссии идут по форме правления, границах курдской автономии, роли ислама. Пока в рамках ВУСИ удается сохранить единство, но это потому, что к обсуждению кардинальных вопросов еще не приступали.
Политический вакуум и отсутствие легитимных органов власти чреваты обострением старых проблем и появлением новых. Решить их одним иностранным военным присутствием, каким бы значительным оно ни было, невозможно. Поэтому особую роль должно сыграть международное сообщество в лице ООН и ее институтов. Они должны помочь сформировать постоянно действующие органы власти на базе всенародно принятой конституции.
Что касается будущих отношений с Россией, то, во-первых, ряд оппозиционных деятелей, вернувшихся в Ирак и претендующих на руководящие посты, не питают к нам дружеских чувств. Они говорят, что Москва поддерживала Саддама, и не скрывают, что будут иметь дело с США и странами Запада. Во-вторых, американцы явно хотят потеснить в прибыльных областях тех, кто главенствовал в сотрудничестве с Ираком. Вместе с тем и американцы, и иракцы отдают себе отчет, что без России в Ираке им не обойтись.
У россиян есть неплохие заделы и рычаги влияния, исторические связи с курдскими руководителями, доброе отношение со стороны населения. Однако защита наших интересов в Ираке требует целенаправленной работы ведомств и компаний прежде всего в самом Ираке и с самими иракцами.
Иракцы заявляют, что для российских компаний их двери открыты. Вместе с тем нам дают понять, что льготы на получение контрактов и заказов закончились с режимом Хусейна. Заключенные тогда соглашения потребуют изучения их целесообразности. Поэтому наши компании должны не только уповать на политические решения наверху, на президента, МИД или ООН, но и самостоятельно искать подходы к возобновлению работы в новых условиях. Перспективы есть. Особенно в тех областях, где мы пока монополисты. Это электроэнергетика, водоснабжение, ирригация, железнодорожный транспорт, ряд нефтегазовых проектов. Ирак для России -- перспективная страна, отношения с которой отвечают нашим интересам в этом стратегически важном регионе.
Виктор Гогитидзе, чрезвычайный и полномочный посол, кандидат исторических наук