|
|
N°194, 16 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Метаноловая зона
Жители Дона не хотят экспортировать метанол морем
Итальянская группа Triboldi намерена завершить в Азове, несмотря на протесты местных жителей, строительство первого российского портового терминала по перегрузке метанола. Об этом на днях заявил президент и совладелец группы Жан-Луиджи Трибольди, который накануне встречался с жителями Азова и пытался убедить их в экологической надежности терминала и пользе будущего объекта для бюджета города и области. Итальянцы не исключают, что протестные акции «зеленых» спонсируют конкуренты Triboldi и российских производителей метанола, поскольку с пуском азовского терминала существенно снизится себестоимость транспортировки российского метанола на европейский рынок. Россия ежегодно производит 2,6 млн тонн метанола, из них 1,3 млн тонн отправляет на экспорт.
Метанол -- метиловый спирт, получаемый из природного газа, а также из каменного угля и извести. Он представляет собой жидкость, простую в хранении и транспортировке, а его мировой рынок превышает 5 млрд долл. в год. Метанол используется в фармацевтической, химической и пищевой индустрии. В производстве он значительно дешевле бензина, кроме того, по оценкам некоторых специалистов, отработанные газы этого вещества намного меньше загрязняют воздух, хотя это мнение еще нуждается в экспериментальном подтверждении. В некоторых случаях метанол рассматривают как «топливо будущего». Первое широко распространенное метаноловое топливо -- это бензин М85 (смесь 85% метанола и 15% бензина). Вещество токсично, является сильным ядом с выраженным кумулятивным (накопительным) эффектом. Пары метанола оказывают поражающее воздействие на зрительный нерв и сетчатку глаза. Кроме того, смешиваясь с воздухом в определенных концентрациях, они могут создавать взрывоопасные смеси. В этом году экологические организации провели несколько крупных акций против размещения в устье Дона терминала по перевалке этого вещества.
Создав в 1999 году с российскими компаниями «Росхлебопродукт» и «Интертранссервис» совместное предприятие «Азовпродукт», итальянцы, получившие в нем 51% акций, планировали уже через 18 месяцев сдать свой азовский объект в эксплуатацию, затратив на это 12,5 млн долл. Предполагалось, что через Азов пойдет на экспорт метанол Новочеркасского завода синтетических продуктов, а также продукция «ЩекиноАзот», химкомбинатов из Невинномысска и Новомосковска. Однако в Азове сменился мэр, и новая администрация города отказалась выдавать «Азовпродукту» разрешение на строительство терминала, хотя вся другая разрешительная документация у компании была. Городские власти мотивировали свое решение настроениями большинства местных жителей, выступающих против соседства с экологически опасным объектом. Несмотря на то что г-н Трибольди гарантировал азовчанам безопасность при эксплуатации, разрешение на строительство от азовской мэрии «Азовпродукт» смог получить, только обратившись в арбитражный суд. Причем судебные разбирательства длились девять месяцев.
Но с 10 сентября стройка, которая и так из-за протестов различных экологических движений шла в последние месяцы под усиленной охраной, оказалась снова замороженной. Срок разрешения, полученный от азовской мэрии с помощью судов, истек, поскольку был выдан всего на год, хотя, как говорит гендиректор «Азовпродукта» Георгий Севостьянов, проектный план изначально предполагал возведение объекта в течение 18 месяцев. Теперь, чтобы продолжить работу, «Азовпродукту» необходимо пройти в Минприроды новую государственную экологическую экспертизу. Документы для новой экспертизы должны быть представлены компанией до 15 ноября. В 1999 году, когда группа Triboldi принимала решение о начале работы в России, вся документация по строительству терминала соответствовала действовавшим в то время законам и нормам. Сейчас самая большая проблема азовского метанолового терминала состоит в том, что изменившиеся совсем недавно санитарные нормы требуют, чтобы «Азовпродукт» расширил свою санитарно-защитную зону с прежних 300 до 500 метров. В новую защитную зону автоматически попало 200 частных домовладений, которые компания теперь, по идее, должна отселить. Однако г-н Севостьянов считает, что «ресурсов для выполнения данного требования у компании нет, но «Азовпродукт» обладает знаниями и опытом для правильной эксплуатации терминала без каких-либо последствий для окружающей среды и жителей города». Все это происходит на этапе, когда терминал на 70% готов, а в его строительство итальянцы инвестировали уже 14 млн долл. вместо первоначально запланированных 12,5 млн долларов.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону