|
|
N°191, 13 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Певцы городских окраин
Группа «ЧайФ» выступает с ансамблем народных инструментов
Исполненная в «Горбушке» новая программа знаменитого уральского коллектива называется красноречиво: «Народный «ЧайФ». Строго говоря, этот квартет имеет больше прав на звание «народных музыкантов», чем многие их коллеги по русскому рок-цеху. И дело даже не в стадионной популярности, которой уже трудно кого-либо удивить, а в широте возрастного диапазона аудитории. Вслед за музыкальными радиостанциями, которые все жестче сегментируются по возрастным группам слушателей, музыканты тоже осваивают социологический подход и работают с прицелом на определенную целевую аудиторию. (Программные директора радиокомпаний рассказывают, что многие группы сознательно пишут песни, учитывая формат той или иной радиостанции.) «ЧайФ» же слушают и любят люди самых разных возрастов. Так и в «Горбушке» танцующий партер состоял из молодежи в оранжевых футболках (этот цвет стал фирменным для группы благодаря их хиту «Оранжевое настроение»), а на бельэтаже и балконе чинно восседали обладатели припаркованных рядом с ДК джипов.
Причин такой популярности «ЧайФа» много -- это и мелодическая простота их песен, позволяющая даже начисто лишенным слуха людям петь их под расстроенную гитару на кухне, и сами образы музыкантов и их героев. Более всего они напоминают персонажей пивных рекламных роликов, с которыми надо чаще встречаться и в компании с которыми время летит незаметно. Психологи говорят, что мужская дружба -- одна из немногих социальных психологических институций советского времени, которая практически без изменений дожила до наших дней и является одной из высших ценностей современного общества. (Именно поэтому пивные компании так активно ее эксплуатируют.) То, что общество считает «нормальными мужскими отношениями», обязательно укладывается в «мушкетерскую схему», кем бы ни были эти мушкетеры -- партнерами по бизнесу или братвой на вишневых девятках. Музыканты группы, Владимир Шахрин со товарищи, признаются, что если бы они соглашались на все предложения поклонников выпить с ними, они бы давно лечились от алкоголизма.
«ЧайФ» поет о вещах, понятных каждому, будь то радость свежести утра или эмоции подростка с городских окраин. Миры, в которых живут их герои, ясны, как детские сказки с хорошим концом. Так что выступление с ансамблем народных инструментов в программе «Народный «ЧайФ» выглядело вполне закономерным развитием их карьеры.
Собственно, ансамбль народных инструментов «Жемчужина» из Екатеринбурга выполнял в «Горбушке» роль задника. Сначала «ЧайФ» более часа играл вчетвером, а когда музыканты «Жемчужины» вышли на сцену, слышно их все равно не было. Стоило гитаристу «ЧайФа» Владимиру Бегунову взять аккорд, как екатеринбургские баяны и балалайки уходили на дальний звуковой план и играли по большому счету для самих себя.
Официально концерт был затеян в поддержку последнего альбома «ЧайФа» -- «48», и музыканты честно отыграли все песни с него, однако в целом пропорция была традиционной -- 20 минут новинок на два часа хитов. Бегунов отпускал свои обычные шуточки вроде «нет ничего страшнее, чем престарелый гомосексуалист» (это к вопросу о традиционной мужской дружбе) или «темно, как будто на «Фабрику звезд» попал». Концерт продолжался более двух часов -- с выходом новых альбомов число хитов у группы растет, а с ним растет и длительность выступлений: публика все равно не отпустит их со сцены без «Ой-йо» и «Оранжевого настроения», каковые, само собой, были спеты. Музыканты пытались укрыться за кулисами, но публика криками выудила их и оттуда, и на бис были исполнены «17», «Не со мной» и «Аргентина--Ямайка». Только после этого зрители сжалились и позволили «ЧайФу» уйти.
Святослав БИРЮЛИН