|
|
N°183, 01 октября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Я готов стать для иракцев арбитром»
Иорданский принц ХАСАН БЕН ТАЛАЛ, младший брат покойного короля Хусейна, один из наиболее проницательных интеллектуалов арабского мира. Президент Римского клуба, бакалавр Оксфорда и магистр востоковедения, в Иордании принц Хасан возглавляет Исламскую академию наук, Хашимитское агентство чрезвычайной помощи, еще несколько институтов. На днях этот наследник пророка (род принца восходит к пророку Мухаммаду и насчитывает сорок пять поколений) побывал во Франции, где наш корреспондент Петр РОЗВАРИН взял у Его Высочества интервью для газеты "Время новостей".
-- Обстановка на Ближнем Востоке опять обострилась. Что должны предпринять государства, чтобы притушить арабо-израильский конфликт?
-- В ближневосточном регионе происходит страшное. Те, кто стремился возвести стену ненависти между евреями и арабами, добились своего. Развели по разные стороны не только народы, но и их интеллектуальную элиту: евреев-либералов и арабов-либералов. Я считаю долгом развивать древнее и благородное искусство диалога между народами. Люди разучились не только убедительно говорить, но и внимательно слушать. Отсюда взаимное непонимание наций.
-- Что же надо сделать, чтобы решить проблемы региона?
-- Я независимый человек и не хочу, чтобы мои слова расценивались как государственная позиция. Существует лакуна в освещении происходящего на Ближнем Востоке. Должны быть введены новые нормы поведения -- как по отношению к странам региона, так и внутри этих стран по отношению к собственным гражданам. Когда выступает госсекретарь США Колин Пауэлл, он обычно затрагивает три темы: политику, безопасность и экономику. Но ни разу я не услышал от него слов о достоинстве, просто о человеке, о культуре и равенстве стран перед Законом и перед Богом.
-- Не кажется ли вам, что это чисто американский подход? В США ценность чего угодно вычисляется деньгами, силой, массой...
-- К сожалению, не только американский. Политики забывают, что мир не просто многополярный, но и многосторонний. Война в Ираке сорвала сотрудничество Европы и стран Средиземноморского бассейна. В 1994 году с Шимоном Пересом мы предложили Европе план капиталовложений в инфраструктуру 24 стран -- от Марокко до Турции -- в размере 35 млрд долларов. Этот план так и не был реализован. Зато примерно столько же сейчас вкладывается западноевропейскими странами в программы безопасности и в борьбу с терроризмом. На укрепление европейской крепости! Европа сегодня воюет с нелегальной иммиграцией и выслеживает боевиков -- это вместо того, чтобы зарабатывать деньги в неевропейских странах Средиземноморья и создавать там рабочие места. Это ли не показатель недальновидности политиков?
-- До 1958 года Ирак был хашемитским королевством, управлялся вашей семьей. Есть гипотеза о возможности восстановления в этой стране королевской власти. В роли хранителя престола называли вас. Как вы к этому относитесь?
-- Скажите, какая разница между конституционной республикой и конституционной монархией? Главное -- чтобы все было законно. А для меня важно, чтобы народ хотел федеративного устройства Ирака. Не аморфного образования из трех, как в пироге, слоев -- сунниты, шииты и курды, а настоящей демократической страны. Для меня все понятно: региональные советы должны выбрать депутатов нижней палаты парламента. А они уже изберут членов сената. Я встречался с иракцами: шиитами, суннитами, христианами. Все они говорили: "Нам нужен арбитр. Человек, способный примирить нас". Я готов им стать. Готов служить народу Ирака. Но я не желаю въезжать в эту страну на танке, под охраной армий. Мы должны больше говорить друг с другом. Пока еще народ Ирака не потерял навыка говорить с другими народами. Хотя эта трагедия уже произошла с народами экс-Югославии, Индонезии...
-- Что следует делать, чтобы выйти из иракского тупика?
-- Американцы выиграли эту войну, но так и не завоевали мира -- ни для Ирака, ни для себя. Считаю конструктивным подход Парижа, Берлина и Москвы. Мы должны говорить о необходимости соблюдения самобытности иракского народа и только в этом контексте обсуждать вопросы восстановления иракской экономики. Необходима международная конференция, которая решила бы судьбу Ирака. Нужно разумное равновесие между культурой, экономикой и администрированием. Иначе что получается? Вице-президент Дик Чейни возвращается из Ирака и докладывает о поездке конгрессу США. Зачем? Дело в том, что конгресс регулирует денежные потоки, идущие из Вашингтона в Ирак. Так зачем, скажите на милость, иракцам восстанавливать экономику, когда можно ничего не делать, только торговаться с американцами по поводу объемов средств, поступающих от их благодетелей? В Ираке нужны выборы, чем быстрее -- тем лучше. А при ООН необходимо создать группу мыслителей и экспертов -- мозговой центр -- по обсуждению положения в Ираке и вообще в регионе. Перед этой страной два пути: или построение демократического, свободного от тоталитаризма государства, или "ливанизация" (развитие гражданского конфликта, как это было в Ливане в 70-х и 80-х. -- Ред.), распад.
-- Исторически в Иордании сложилась многочисленная северокавказская диаспора, живут в вашей стране и чеченцы. Следите ли вы за развитием событий в Чечне?
-- Да, черкесы, чеченцы, кабардинцы органично входят в иорданское общество. Один из моих помощников, Хаири Джанбек, -- черкес, его предки покинули Россию в 20-х годах прошлого столетия. Когда началась первая чеченская война, Евгений Примаков попросил меня стать посредником в контактах Москвы с властями Грозного. Я, конечно, ответил согласием. Но события пошли по иному сценарию. Это лишь вопрос доброй воли -- начать переговоры. Об этом я говорил и с представителями Московской патриархии, и с моими друзьями из партии "Яблоко". Странно, что две стороны не осознали необходимости переговоров даже после ужасов театра на Дубровке. Я и сейчас готов быть полезным делу мира на Северном Кавказе.
-- Арабы вас иногда упрекают в том, что вы общаетесь и с лидерами Израиля.
-- Ну и что из того, что Натан Щаранский мой друг? Я открыт для контактов. Плюрализм и многообразие -- вот заветы пророка Мухаммада. Предки наказали нам уважать в человеке прежде всего самого человека. Иначе мы никогда не научимся по-новому управлять миром. Свободным миром.
Беседовал Петр РОЗВАРИН