Время новостей
     N°178, 24 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.09.2003
Все культурненько, все пристойненько
На СТС одна героиня Донцовой сменяет другую
Новый сезон компания СТС открыла амбициозным и широко разрекламированным проектом «Русские сериалы в 20.00». Рассчитывая на расширение аудитории, компания в прайм-тайм поставила не типичные жанровые американские картины, которые принесли ей успех у молодежи, а продукт собственного производства. И начала с сериалов по романам Дарьи Донцовой, права на которые были ею закуплены на корню. Самая плодовитая поставщица отечественного чтива создала несколько героинь (и одного героя), приключения которых с неизбежностью раз в две недели поступают на книжные прилавки. Телевизионные версии есть пока про двух.

С первого сентября ежевечерне и ежеутренне по будням показывали «Любительницу частного сыска Дашу Васильеву», снятую режиссером Анатолием Матешко. Успели рассказать сюжеты трех книг. В роли Даши снялась Лариса Удовиченко, известная и любимая народом актриса.

Хочу сказать, что лично я против романов Донцовой ничего не имею. Напротив, являюсь их добровольной читательницей -- нет лучшего занятия в какой-нибудь нервной очереди (если кое-кто считает, что очередей у нас нет, пусть попробует добыть какую-нибудь справку в казенном учреждении). Именно там, среди множества терпеливых российских граждан, и можно понять, кстати, секрет успеха этого незатейливого продукта. Дело же вовсе не в том, что россияне обожают детективы. А в том, что в простенький сюжет, заранее легко предсказуемый, упакованы узнаваемые подробности городского быта. И читательница Донцовой, вслед за ее героинями, легко преодолевает неприглядную прозу жизни, устремляясь в мир мечты, где все дается легко, доллары сыпятся как из рога изобилия, а доброжелательность достается даром. Поэтому очень важно правильное укоренение персонажей этих комиксов наших дней в реальной среде, которой в романах уделяется очень много внимания.

Увы, все эти подробности, вся это женская болтовня о кухне, косметике, нарядах, детях, из сериала вычищена. Удовиченко хорошая актриса, но тут нужно не актерское мастерство, а типажность и обаяние. Хорошо бы подошла, например, Лариса Рубальская, поэт-песенник, которая отлично умеет трепаться на экране. Ей можно было бы и текста не писать -- дать тему, пусть развивает как умеет. Но не тут-то было.

На экране показаны стерильные дамы среднего возраста, за которыми никакой бытовой истории не угадаешь. На первый план вылезает топорный сюжет, непродуманный и вздорный. Нет вкусной визуальной среды. Героиня постоянно сидит в машине, то подъезжая к особняку, то отъезжая от него, -- вот вам и вся картинка. Порой в кадре появляются собаки -- но поджимает бюджет, нет времени на дрессировку, и животные в сериале никакой роли не играют (а ведь эта тема одна из самых разработанных в романах, одна из главных приманок для сентиментальных читательниц разного возраста).

На этой неделе началась новая линия. Другая героиня, Евлампия Романова (ее играет Алла Клюка), другой режиссер, Владимир Морозов. Алла Клюка, на мой взгляд, лучше подходит для героинь Донцовой -- в ней больше самобытности, сочности, комизма. Но вот первое впечатление: по сюжету героиня из богатого дома своего мужа (к слову, видимо, того же, где обитала семья Даши Васильевой) попадает в убогую квартиру своей новой знакомой, где живет большая дружная, но бедная семья с непременными домашними животными. Здесь все приходится делать самим, нужно экономить деньги, покупать продукты у метро, ездить на стареньких «Жигулях». Но у нашего телевидения установка на гламур. Даже Настю Каменскую, о непритязательности которой написана половина всех романов Марининой, приодели и поселили в евростандартный интерьер. И Лампа попадает в мир, где нет ни одной индивидуальной вещи, а ни у одного предмета нет своей истории. И снова действие стремится вытянуться в линейку детективного сюжета -- самого слабого места романов Донцовой.

Непреходящая популярность сериала про ментов заключается в том, что после условных персонажей латинского мыла зритель едва ли не впервые перенесся в знакомую ему родную бытовуху. Обшарпанные столы, замызганные стаканы и незвездные лица актеров принесли «Улицам разбитых фонарей» большую часть народной любви. Хотелось надеяться, что именно сериалы по Донцовой смогут стать поводом для прорыва на экран аромата реального времени: и тогда их место на отечественном телеэкране, где конкуренция обостряется день ото дня, было бы куда заметнее. Однако производители предпочли художественному качеству быстроту и стандарт, как при строительстве панельного жилья. Сочтя, что само имя популярной Донцовой обеспечит сериалам высокие рейтинги, они не задавали себе более серьезных задач.

Подпись под ФОТО: Самобытность, сочность, комизм -- три составляющие успеха Аллы Клюки в роли Евлампии Романовой

Алена СОЛНЦЕВА