|
|
N°82, 17 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы будем доверять, мы будем проверять»
Авария на буровой установке ВР привела к реформе нефтяной отрасли США
«Нелепым спектаклем» назвал президент США Барак Обама попытки руководства компаний British Petroleum, Transocean и Halliburton переложить друг на друга вину за аварию на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, происшедшую 20 апреля. Он отметил, что корпорации несут полную ответственность за случившееся, но отчасти вина лежит и на федеральном правительстве -- слишком «теплыми» были отношения ответственных госорганов и нефтяных компаний в последние годы. Теперь американский нефтедобывающий сектор ждут масштабные преобразования.
«Всестороннее расследование покажет, что произошло на самом деле. Однако уже сейчас совершенно ясно, что система дала сбой, и сбой серьезный. Так дальше продолжаться не может. Согласно старой поговорке мы будем доверять, но мы будем и проверять», -- заявил в пятницу Барак Обама после совещания в Белом Доме, посвященного аварии в Мексиканском заливе.
Прежде всего изменения коснутся службы по управлению минеральными ресурсами США (Minerals Management Service, MMS), отвечающей за выдачу лицензий на разработку месторождений. Глава Белого Дома обвинил ведомство в том, что оно выдавало ВР и многим другим компаниям лицензии, основываясь лишь на заверениях о безопасности проводимых работ. В случае же с Deepwater Horizon не было получено обязательного заключения Национального управления океанических и атмосферных исследований (The National Oceanic and Atmospheric Administration, NOAA). Специалисты NOAA и эксперты MMS не раз указывали на высокую степень опасности возникновения аварии при бурении в том районе Мексиканского залива, где впоследствии произошла утечка. Однако руководство службы отвергло предостережения ученых. Более того, по данным СМИ, всякий раз, когда речь шла о вероятности возникновения аварий, руководство MMS оказывало давление на своих сотрудников и заставляло их фальсифицировать данные. В результате с начала 2009 года ведомство в общей сложности одобрило проведение 350 буровых и более 100 буровзрывных мероприятий. Причем процесс этот продолжался и после аварии. Только за последнюю неделю было выдано пять лицензий на проведение работ в Мексиканском заливе.
Президент Обама поручил министру внутренних дел США Кену Салазару провести реформу регулирующих органов отрасли. Так, служба по управлению минеральными ресурсами будет разделена на два независимых органа, один будет выдавать лицензии, а другой -- следить за соблюдением закона и правил безопасности при буровых работах.
Однако, по словам главы Белого Дома, основная задача -- остановить утечку нефти в Мексиканском заливе. Как известно, первая попытка блокировать разлив при помощи специального купола оказалась неудачной. Теперь планируется установить купол меньшего размера поверх предыдущего, он будет доставлен только через несколько дней. Пока же специалисты ВР попытаются откачать нефть непосредственно из скважины в специальные танкеры, используя гибкий трубопровод длиной 1,5 км. Успех этого предприятия не гарантирован, поскольку давление на глубине 1,5 км может привести к деформации устройства. В Мексиканском заливе продолжают применять дисперсанты, которые должны раздробить нефтяное пятно и позволить легко собрать его остатки. Это, впрочем, может привести к самым негативным последствиям. Эксперты университета Джорджии установили, что под воздействием дисперсантов нефтяное пятно не распалось, а опустилось на глубину почти 1 км. Скопление «черного золота» под водой превышает 16 км в длину и 80 м в глубину. Как отмечают ученые, углеводороды снижают содержание кислорода в воде, количество этого жизненно важного для всего живого газа уже сократилось на треть.
Тем временем утечка продолжается. Как отмечают в ВР, ежедневно в акваторию выливается около 5 тыс. баррелей. Впрочем, некоторые эксперты указывают на то, что ВР проводит оценку только того количества нефти, которое собирается на поверхности воды. Реальный объем, а следовательно, и масштаб катастрофы существенно занижен. По некоторым данным, в залив попадает более 70 тыс. баррелей нефти в день.
Несмотря на заявления американской администрации о том, что все расходы на ликвидацию последствий аварии должны нести допустившие ее нефтяники, налогоплательщикам все же придется взять на себя часть затрат. Как рассказал в конце прошлой недели Барак Обама, в конгресс был направлен законопроект, в котором предлагается выделить 129 млн долл. на борьбу с нефтяным пятном. Причем 100 млн из них пойдет на защиту побережья от загрязнения, а 29 млн будет направлено министерству внутренних дел для специальных расследований и проверок. Но с компаний ответственности никто не снимает. Более того, президент США потребовал от нефтяников подробного отчета о расходовании средств в рамках восстановительных работ.
Корпорации стараются минимизировать возможные выплаты. Например, владелец затонувшей платформы -- швейцарская Transocean, против которой уже поданы сотни исков, просит суд города Хьюстона ограничить ее финансовую ответственность за случившееся 27 млн долл. Хотя сама компания уже получила 400 млн долл. страховых выплат.
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ