|
|
N°54, 01 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По первому требованию
Московские депутаты вынуждены согласиться с прокурором
Столичные депутаты, судя по всему, больше не смогут отмахиваться от прокуратуры, пытающейся повлиять на принятие Мосгордумой законопроектов, содержащих сомнительные, с точки зрения надзорного ведомства, нормы. Дело в том, что городские парламентарии недавно впервые получили от прокурора Москвы Юрия Семина не просто протест, а «требование» об исключении из уже действующего закона «коррупциогенного фактора». Как рассказал вчера председатель комиссии по законодательству Мосгордумы Александр Семенников, в столичной прокуратуре полагают, что законодательство, регламентирующее жилищную политику города, дает чиновникам возможность «совершать негативные действия в отношении управляющих организаций».
Речь идет о вступившей недавно в силу новой редакции закона «Основы жилищной политики» (принята 27 января 2010 года). В нем, в частности, предусматривается, что органы государственной власти города «могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам средства бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов». По мнению прокуратуры, эта норма является дискреционной и может быть слишком вольно интерпретирована чиновниками. «Отсутствуют сроки, условия и основания принятия решения, диспозитивно установлена возможность совершения органами государственной власти (их должностными лицами) действий в отношении организаций, не устранена возможность необоснованного устранения исключений из общего порядка, не закреплены требования к организациям, претендующим на получение бюджетных средств», -- перечислил претензии прокуратуры г-н Семенников.
Напомним, что на наличие в законе «коррупциогенного фактора» представители прокуратуры, а также городская оппозиция указывали еще во время рассмотрения документа в третьем чтении в начале этого года. Лидер фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков, например, счел весьма опасным наличие в законе подобных преференций, поскольку, по его словам, в городе имеют место случаи создания фиктивных ТСЖ. Городские оппозиционеры утверждали, что эта норма позволит не только передавать бюджетные средства недобросовестным управляющим компаниям, но и полностью освободит мэрию от обязательств по финансированию капремонта домов. Однако «единороссы», тогда составлявшие в Мосгордуме большинство, не прислушались ни к критике оппозиции, ни к протесту прокурора и одобрили спущенный из мэрии документ без существенных поправок.
Но после принятия последних антикоррупционных поправок в федеральное законодательство надзорное ведомство получило больше рычагов воздействия на региональные парламенты. И, как пояснил Александр Семенников, Юрий Семин воспользовался «новой мерой прокурорского реагирования».
В Мосгордуме растерялись -- обычно прокуратура высказывалась по еще обсуждавшимся законопроектам, а тут речь идет о претензиях к уже принятому закону. «Как оказалось, в наших регламентах даже отсутствует процедура, которая описывала бы, как нам реагировать на такого рода требования», -- пояснил коллегам депутат Семенников. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» он уточнил, что до настоящего времени в случае появления претензий к тем или иным нормам действующего законодательства прокуратура могла их оспорить только в суде. Но теперь, похоже, прокуратура намерена использовать и вновь приобретенные полномочия, и это депутатам явно не понравилось. «Прокурор мало того что указал нам на то, что есть коррупциогенные нормы, он еще и предложил свою редакцию, как нам следует написать», -- озвучил общее возмущение коллег г-н Семенников. Представители надзорного ведомства действительно предложили свою редакцию части 2 статьи 82 (содействие в управлении многоквартирными домами в городе Москве), которая, по сути, обязывает мэрию в дальнейшем оказывать всем управляющим организациям материальную помощь в проведении капремонта, а порядок расходов бюджетных средств на эти нужды прописать в отдельных правовых актах города.
В ходе обсуждения обращения из прокуратуры Москвы депутаты подчеркивали, что и сейчас ни одна бюджетная выплата не допускается без сопутствующего нормативного документа. Однако они все же согласились, что формулировка закона должна быть уточнена, но полностью принять предложенную прокуратурой редакцию отказались. Городские единороссы, не привыкшие принимать решения без отмашки из столичного правительства, заявили, что хоть прокуратура и имеет право законодательной инициативы, но «требуется обсудить новую формулировку с профильными департаментами, экспертами и депутатами». Г-н Семенников предложил поручить разработку поправок в жилищное законодательство профильным комиссиям Мосгордумы. «Мы берем паузу, чтобы сформулировать эту норму», -- заявил он.
В целом депутаты были настолько удивлены новой формой общения с прокуратурой, что суть самой поправки от г-на Семина их интересовала мало. Главным образом они пытались выяснить у председателя комиссии по законодательству Мосгордумы, насколько обязательным для исполнения является требование прокурора Москвы. Председатель комиссии по экономической политике и предпринимательству Игорь Протопопов, например, опасался, что, согласись депутаты полностью с требованием надзорного ведомства, прокурорская редакция автоматически окажется одобренной. «Учитывать -- это то же самое, что принять к исполнению?» -- интересовался и председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев.
Александру Семенникову пришлось успокаивать коллег. «Исходя из закона о статусе депутатов у нас нет ни одного нормативного требования для обязательного исполнения. Мы не исполнительная власть. Давить на вас ни прокурор, ни милиция не может», -- заявил он.
«Ничего страшного не происходит. Это лишь новая форма реагирования прокуратуры», -- увещевал депутатов и председатель Мосгордумы Владимир Платонов. А председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов заявил, что, как и в случае обещания городских властей жителям учесть их мнение, «это просто означает, что они не собираются отправлять дело в долгий ящик». В результате требование прокуратуры было принято.
Теперь Мосгордуме, видимо, придется свыкнуться с мыслью о возможности вмешательства надзорного ведомства в законотворческий процесс не только на стадии рассмотрения городских правовых актов, но и после их вступления в силу. Как заявил «Времени новостей» Александр Семенников, не исключено, что «отмотать назад и проверить» придется порядка 60 тыс. нормативных актов города. Прокуратура Москвы, по его мнению, выступает с подобным жестким требованием «в первый, но не в последний раз» и будет «систематически» вмешиваться в работу законодателей. «Естественно, для депутатов это непонятно и вызывает некую озабоченность, потому что тогда, может, и не нужны депутаты, а нужен прокурор, который просто напишет все законы и потребует, чтобы мы за них проголосовали»,-- объяснил он столь бурную реакцию коллег. Впрочем, г-н Семенников уверен, что со временем депутаты привыкнут и «втянутся» в эту работу. По крайней мере, это заставит единороссов более внимательно относиться к протестам прокурора.
Юлия ХОМЧЕНКО