Время новостей
     N°223, 03 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.12.2009
Отставка за медлительность
Совет директоров General Motors уволил главу концерна Фрица Хендерсона
Совет директоров американского General Motors отправил в отставку президента и исполнительного директора автоконцерна Фрица Хендерсона. Его место временно займет председатель совета директоров GM Эд Уайтэкр. Отставка г-на Хендерсона, как сообщило агентство Bloomberg, последовала после обсуждения результатов его работы на совете директоров. По мнению членов совета, он добился недостаточного прогресса в разрешении финансовых проблем компании и изменении ее бизнес-культуры. По данным же источников агентства Assotiated Press, совет директоров автогиганта был расстроен тем, что GM под руководством г-на Хендерсона слишком медленно меняется. Косвенно эту версию подтвердил вчера г-н Уйатэкр, который, поблагодарив г-на Хендерсона за руководство GM, отметил, что компания находится на правильном пути -- улучшает качество автомобилей по всему миру. «Теперь мы должны ускорить наш прогресс в достижении этой цели», -- сказал он. По словам нового управляющего GM, концерн «немедленно» начинает поиски нового руководителя.

Г-н Хендерсон, которому сейчас 51 год, возглавил компанию весной этого года всего за несколько месяцев до банкротства и управлял GM под надзором правительства и судебных инстанций. Свой пост он занял по настоянию администрации президента США Барака Обамы, отправившей тогдашнего главу концерна Рика Вагонера в отставку. В обмен на помощь в размере 50 млрд долл. Белый Дом потребовал избавиться от раздутого портфеля нерентабельных марок, оставив только четыре бренда -- Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC, а также закрыть 14 заводов и сократить сотрудников. Процедуру банкротства г-ну Хендерсону удалось завершить в рекордно короткие сроки: всего за 40 дней концерн избавился от огромного долга, а основным акционером компании стало американское правительство.

В дальнейшем GM взяла курс на избавление от ненужных брендов. Началась череда сложных переговоров с компаниями, претендующими на активы американского концерна. Возможно, что темпы и результаты этих переговоров и повлияли на отставку г-на Хендерсона: глава GM не смог продать марку Saturn, провалилась сделка по продаже Saab, да и переговоры по продаже Hummer китайской Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery пока не завершены.

Как известно, отказ GM от сделки по продаже Opel российско-канадскому консорциуму Magna-Сбербанк уже спровоцировал в начале ноября отставку главы европейского подразделения автоконцерна Карла Петера Форстера, курировавшего его с июня 2004 года. Г-н Форстер активно выступал за продажу Opel и, как ожидалось, должен был возглавить бизнес Opel под патронатом новых владельцев. Впрочем, для г-на Хендерсона эта несостоявшаяся сделка не стала, судя по всему, решающей в его судьбе на посту главы GM. Она просто подлила масла в уже разгорающийся огонь недовольства.

Вчера же GM сообщила, что новая концепция развития Opel потребует 3,3 млрд евро. 600 млн концерн готов заплатить из собственных средств. Такие данные содержатся в проекте реструктуризации Opel, представленном концерном минэкономики Германии. «GM оценивает финансовые потребности своей концепции в 3,3 млрд евро. 600 млн евро GM планирует заплатить самостоятельно, оставшуюся часть должны вложить европейские налогоплательщики», -- говорится в сообщении пресс-службы министерства. В то же время в министерстве считают, что документ не дает никакого ответа на вопрос будущего позиционирования Opel/Vauxhall в компании GM. По мнению главы министерства Райнера Брюдерле, документ свидетельствует о том, что в самой американской корпорации нет единого мнения и линии поведения.

Покупкой Saab, шведским активом General Motors, заинтересовались инвесторы с российским капиталом. Как сообщило агентство REUTERS, голландский производитель автомобилей класса люкс Spyker, почти на треть принадлежащий российскому банкиру Владимиру Антонову, ведет переговоры с General Motors о покупке Saab Automobile. Представитель Spyker сообщил, что компания действительно интересовалась шведской Saab и вела переговоры с GM, однако отказался комментировать, было ли сделано конкретное предложение.

Г-н Антонов, основной владелец российского Инвестбанка, возглавляет совет директоров Spyker. Бизнесмен контролирует 29,9% акций Spyker, госфонду Абу-Даби Mubadala принадлежит 23% производителя, еще 10% -- у гендиректора Виктора Мюллера. Spyker в прошлом году выпустила 43 автомобиля, в том числе C8 Aileron и D8 ценой от 200 тыс. евро. В ноябре GM не удалось продать Saab шведскому производителю автомобилей класса люкс Koenigsegg, который действовал при поддержке китайской Beijing Automotive Industrial Holding Ltd. А во вторник GM сообщила, что может закрыть Saab, если в течение декабря не сможет найти покупателя на свое убыточное подразделение.

Продажи новых автомашин в США выросли в ноябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подтвердив тенденцию улучшения ситуации в американской экономике и превзойдя прогнозы аналитиков. В ноябре (в пересчете на годовой объем и с учетом меньшего числа рабочих дней в октябре) продано 10,93 млн автомобилей против 10,41 млн год назад, свидетельствуют данные исследовательской компании Autodata. Лидерами в ноябре стали Hyuindai и Nissan, которые увеличили продажи на 46 и 21% соответственно, Toyota показала скромный результат -- 2,6%, а Honda потеряла 2,9% объема реализации, сообщает Bloomberg. Ford продал в ноябре примерно сколько же машин, сколько и год назад. GM сократил реализацию на 1,8%, Chrysler -- на 25%. В два предыдущих месяца, после завершения госпрограммы по субсидированию покупки новых машин, объем продаж новых машин в США снижался. В августе годовые продажи достигли в пересчете на годовой темп 14,09 млн автомашин против 9,11 млн в феврале. ИНТЕРФАКС

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром