|
|
N°145, 13 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Авианова» ставит на тех, кто не летает
Авиакомпания хочет конкурировать с поездами
Второй в России бюджетный авиаперевозчик приступит к работе в конце августа. Вчера объявлено, что компания «Авианова», над созданием которой «Альфа-Групп» работала с 2006 года, предлагает полеты из Москвы в Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону и Самару по беспрецедентно низкому тарифу -- 250 руб. В SkyExpress, первой и пока единственной отечественной бюджетной авиакомпании, «Времени новостей» заявили, что появление конкурента на рынке «погоду не испортит».
Как сообщила вчера директор «Авиановы» по продажам Жанна Шалимова, компания с 27 августа будет летать из Москвы в Сочи (семь раз в неделю), с 29-го -- в Ростов-на-Дону (четыре рейса еженедельно), с 30-го -- в Краснодар (шесть рейсов) и с 1 сентября -- в Самару (три рейса). Через два-три месяца планируется начать полеты в Астрахань и Набережные Челны. Базируется компания в московском аэропорту Внуково.
Как и полагается у бюджетных авиаперевозчиков, не все кресла на борту будут стоить по 250 руб. Вернее, так дешево не будет стоить ни одно. По рекламируемому тарифу будут продаваться 45 мест на каждый рейс. («Авианова» начинает работу с двумя самолетами А320, по 180 пассажирских кресел в каждом). Однако при оформлении билета к базовому тарифу прибавляются различные сборы. Одних, как аэропортовый сбор, пассажиру избежать невозможно, других, как плата за провоз каждого места багажа, можно, но трудно. В итоге наименьшая реальная цена за полет по первым маршрутам «Авиановы» в один конец немного превышает 1000 руб. Еще за 150 руб. пассажир сможет скромно перекусить в воздухе.
Все равно это как минимум вдвое дешевле, чем у конкурентов, работающих на тех же направлениях. Правда, максимальный тариф «Авиановы» (по нему будут продаваться билеты непосредственно перед вылетом) вполне на уровне рынка -- 5000 руб. Г-жа Шалимова подчеркнула, что 250-рублевый тариф -- это не временная рекламная акция. Квоту билетов по этому тарифу «Авианова» намерена сохранить на всех своих рейсах в обозримом будущем.
Представитель акционеров компании Эндрю Пайн сказал, что максимально низкие цены составляют основу бизнес-стратегии нового авиаперевозчика. Она нацелена не на то, чтобы отбить клиентов у конкурентов, а на привлечение пассажиров, которые до этого вообще не путешествовали по воздуху. В идеале, как он надеется, компания сможет конкурировать с железными дорогами.
«Времени новостей» г-н Пайн заявил, что видит в России не менее 60--70 направлений, где такая стратегия могла бы себя оправдать. Он также сказал, что в перспективе «Авианова», вероятно, не будет концентрироваться на интенсивной эксплуатации нескольких ключевых маршрутов. Напротив, компания постарается развить максимально широкую маршрутную сеть внутри России, хотя не обязательно будет летать по каждому конкретному направлению ежедневно.
Г-н Пайн отказался подробно раскрыть структуру собственности авиакомпании, сказав лишь, что «Авианова» подконтрольна российской компании «Луч», контрольный пакет акций которой принадлежит А1 -- дочерней структуре «Альфа-Групп». А миноритарным пакетом владеет американский инвестиционный фонд Indigo Partners.
Генеральный директор «Авиановы» Владимир Горбунов сообщил, что два самолета А320 его фирма взяла в операционный лизинг на пять лет у крупнейшей в мире лизинговой компании ILFC. Этим машинам 12 лет. Они уже поработали в американской компании US Airways. К зиме «Авианова» рассчитывает получить еще два таких же лайнера. Г-н Горбунов отказался комментировать дальнейшие планы расширения его компании, а также общую стоимость проекта.
«Авианова» будет конкурировать с действующими на рынке авиаперевозчиками, в том числе со SkyExpress. Эта компания внедряет бюджетную бизнес-модель в России с 2006 года. Сейчас она перевозит более миллиона пассажиров в год, причем уже вышла за рамки первоначальной схемы. Около 30% пассажиропотока SkyExpress дают, по ее собственным данным, летние зарубежные чартеры.
На маршруте Москва--Сочи двум компаниям предстоит столкнуться лоб в лоб. Минимальный тариф, который SkyExpress рекламирует на этом направлении, -- 1000 руб. С учетом сборов билет будет стоить от 3500 руб., с использованием особой маркетинговой схемы (так называемой карты оплаты полета) -- 2500 рублей.
На вопрос «Времени новостей» о том, станет ли SkyExpress как-то реагировать на приход нового конкурента, пресс-секретарь компании Виталий Коренюгин ответил отрицательно. По его словам, на маршруте Москва--Сочи уже сейчас работают полтора десятка авиаперевозчиков с разным уровнем цен и сервиса. «Приход «Авиановы» погоды там не испортит», -- считает г-н Коренюгин.
Михаил КУКУШКИН