|
|
N°110, 25 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вернуть домой
Россия хочет сама регистрировать свои самолеты
Вчера на заседании коллегии Федерального агентства воздушного транспорта («Росавиация») замминистра транспорта России Валерий Окулов (на снимке) резко высказался против практики зарубежной регистрации самолетов, которые российские авиакомпании берут в лизинг и эксплуатируют. По мнению г-на Окулова, для перевода этих воздушных судов в российский авиационный регистр наша страна должна присоединиться к Кейптаунской конвенции 2001 года.
Замминистра выдвинул два довода против сохранения сложившейся практики. Во-первых, по его мнению, зарубежная регистрация самолетов подрывает престиж соответствующих российских властей. «То, что воздушные суда зарегистрированы за границей -- это, по существу, передача полномочий, и тем самым авиационные власти расписываются в неспособности поддерживать контроль летной годности самолетов», -- сказал он. Второй аргумент г-на Окулова имеет финансовую природу: если самолеты регистрировать в России, это несет определенную выгоду государству, поскольку «регистрация стоит определенных денег».
В международной правовой практике регистрация самолета в той или иной юрисдикции означает, что власти соответствующего государства берут на себя контроль над его техническим состоянием, а также что возможные хозяйственные споры, связанные с данным воздушным судном, будут, как правило, рассматриваться именно в этой юрисдикции. Подобно тому, как в международном судоходном бизнесе существует система «удобных флагов», в авиации образовался круг государств, допускающих иностранные самолеты в свой авиарегистр. Большинство лайнеров западного производства, взятых в лизинг российскими компаниями, зарегистрировано на Бермудских островах или в Ирландии.
Кейптаунская конвенция, о которой упомянул г-н Окулов, или «Конвенция о международных гарантиях в отношении прав на подвижное оборудование» (таково ее официальное название) -- это договор, устанавливающий единые международные стандарты операций с транспортными средствами. К конвенции прилагается протокол, регулирующий специфические аспекты операций с воздушными судами и авиационными двигателями. Конвенция вступила в силу в 2004 году, а протокол -- в 2006-м. Россия и другие страны СНГ не числятся среди подписантов этих документов. Надо сказать, что и среди остальных стран мира Кейптаунскую конвенцию поддержали пока не все. К самой конвенции пока присоединились около трех десятков государств, а «авиационный» протокол к ней подписали всего восемь: США, а также Эфиопия, Ирландия, Малайзия, Нигерия, Оман, Панама и Пакистан. Тем не менее установленные этим документом процедуры постепенно становятся международным эталоном в сфере купли-продажи и лизинга самолетов. Чему немало способствует участие в конвенции США -- страны, где находятся крупнейшие центры мирового авиастроения и крупнейшие специализированные лизинговые компании.
Вопрос о возможности присоединения России к Кейптаунской конвенции уже поднимался несколько лет назад. Одной из причин, почему этого не случилось до сих пор, эксперты называют незаинтересованность в таком развитии событий российских финансовых институтов. Сейчас западные лизинговые компании отказываются финансировать сделки с самолетами, зарегистрированными в России, так как в случае банкротства компании -- эксплуатанта самолета вопрос возврата имущества решается по российским законам и отнимает больше времени, чем в странах -- участницах конвенции. Если же, вступив в конвенцию, Россия приведет в соответствие с ее нормами свое законодательство, то западные лизингодатели смогут работать здесь в привычной им обстановке. Никто не поручится, что тогда они не попробуют вообще выдавить местных конкурентов с рынка. Правда, эксперты крупнейшей в России лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) все же считают, что конвенция принесет российским компаниям такие преимущества, которые перевешивают опасность прямого столкновения с западными коллегами на внутреннем рынке. Пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий сказал вчера «Времени новостей», что поддерживает стремление г-на Окулова присоединиться к Кейптаунской конвенции. Он, однако, скептически воспринял вероятность массового перехода «лизинговых» флотов российских авиакомпаний в отечественный регистр. По словам г-на Липовецкого, в этом случае российские власти должны были бы взять на себя контроль за поддержанием летной годности этих самолетов. Однако в России отсутствует база для полноценного техобслуживания, в частности, самолетов, произведенных концернами Boeing и Airbus.
Не имея технической возможности проводить обследования самолетов любой сложности на своей территории, российские авиационные власти не смогут получить от западных авиационных властей права на контроль летной годности импортной авиатехники.
Г-н Окулов заявил вчера «Времени новостей», что недостаточный уровень технической базы по обслуживанию самолетов зарубежного производства в России действительно затрудняет ожидаемый перевод таких самолетов в российский регистр. Однако замминистра не считает это препятствие непреодолимым.
Михаил КУКУШКИН