|
|
N°99, 09 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ненужные машины
Автозаводы сокращают производство на фоне падения продаж
Завод General Motors во Всеволожске вчера остановил производство до 28 июня, сообщили информагентства. Компания объясняет, что остановка «плановая» и во время «коллективного отпуска» будет завершена работа по подготовке запуска линии по сборке Chevrolet Cruze. После отпуска завод планирует выйти в пятидневный режим, говорят в компании. В настоящее время на заводе выпускаются внедорожники Chevrolet Captiva и Opel Antara, постановка же на конвейер седана C-класса Chevrolet Cruze запланирована на это лето.
Вчера же представители завода Ford во Всеволожске после десятидневного простоя заявили, что теперь до 5 октября предприятие будет работать четыре дня в неделю вместо пяти. Такое решение стало альтернативой массового сокращения работников завода, сообщает Интерфакс. Впрочем, рабочие считают, что сокращенный график приведет к снижению их заработной платы примерно на 20% -- в среднем до 17 тыс. руб. с 22 тыс. руб. Профсоюз завода с весны этого года ведет переговоры с руководством автопроизводителя об отмене четырехдневной рабочей недели, но пока безуспешно. При обычном ритме работы завод выпускает около 300 автомобилей в день. В 2009 году планируется собрать 63 тыс. автомобилей, что соответствует уровню прошлого года.
«Четырехдневка» приглянулась и российским производителям. Так, вчера стало известно, что на соответствующий режим перешел и КамАЗ, который возобновил работу главного сборочного конвейера после 8-дневного простоя. По словам директора департамента по связям с общественностью компании Олега Афанасьева, планируется, что конвейер будет работать до 22 июня включительно. На более длительную перспективу график работы предприятия пока неясен и будет зависеть от количества заказов на июль, отметил он. Нынешняя остановка главного сборочного конвейера -- пятая в 2009 году. До этого завод уже приостанавливал работу с 23 апреля по 12 мая, с 6 по 16 марта, с 29 января по 12 февраля и до 19 января после новогодних каникул. В 2008 году компания реализовала 47,5 тыс. автомобилей, в 2009 году планирует продать около 35 тыс. машин.
Политику по сокращению рабочего графика и, как следствие, производства компаниям сегодня диктует рынок -- продажи легковых автомобилей и LCV в РФ продолжают падать. Согласно статистике комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в мае 2009 года они снизились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 58% -- до 119,38 тыс. штук. Сокращение продаж за пять месяцев этого года составило 47% по сравнению с тем же периодом 2008 года -- до 645,16 тыс. штук.
Если же сравнивать продажи в мае с апрельскими, то последний месяц весны принес сокращения еще на 16,3 тыс. автомобилей. Если в апреле наблюдался рост продаж в сравнении с тем же месяцем предыдущего года четырех брендов (Hummer, Seat, Volkswagen, Citroen), то в мае рост продемонстрировали только двое -- американский внедорожник Hummer (+111%) и французский Citroen (+44%).
Между тем самыми продаваемыми марками автомобилей в России, по данным АЕБ, остаются по итогам мая Lada с 28,16 тыс. автомобилей (-54%), Chevrolet c 10,26 тыс. автомобилей (-52%) и Ford с 5,8 тыс. автомобилей (-69%). Наиболее популярные модели мая -- Lada Priora, Samara, а также «классика» Lada 2105 и 2107, за которыми следуют Ford Focus и Lada Kalina.
Эксперты не ожидают значительных изменений на рынке в ближайшее время. По мнению аналитика «Уралсиба» Натальи Сорокиной, «к концу года мы должны увидеть замедление темпов падения до 40%». Именно к этому времени программа господдержки отрасли должна всерьез заработать. Но каких-то кардинальных перемен не стоит ждать ранее 2010 года, считает эксперт.
Ижевский автомобильный завод уведомил службу занятости Удмуртии о сокращении 2,41 тыс. сотрудников в августе--сентябре текущего года, что составляет 45% списочного состава предприятия, сообщила вчера пресс-служба президента и правительства республики. Списочная численность "Ижавто" сейчас составляет 5,4 тыс. человек. РИА НОВОСТИ
Ирина ЦЫРУЛЕВА