Автопроизводитель Opel может стать первым в отрасли получателем государственных субсидий. Вечером в понедельник руководители немецкого концерна были приглашены к канцлеру Ангеле Меркель, чтобы лично обсудить ситуацию, которая
вынудила Opel обратиться к властям за финансовой помощью. После завершения беседы, в которой помимо главы правительства участвовали министр финансов Пеер Штайнбрюкк и министр экономики Михаэль Глосс, из аппарата канцлера было заявлено, что «официального» решения относительно выделения Opel кредитных гарантий пока не принято. Однако, со слов самой г-жи Меркель, можно было достаточно ясно понять, что дело это уже в принципе решенное. Немецкие СМИ полагают, что государственный миллиард станет рождественским подарком немецкому автоконцерну. Правда, переговоры правительства с Opel уже вызвали масштабную дискуссию о правомерности оказания госпомощи. Тем более что Opel является «дочкой» американской компании General Motors, а значит, немецкие субсидии вполне могут оказаться за океаном.
Последнее обстоятельство является самым острым моментом в обсуждениях. И уже вынудило г-жу Меркель и ее министров выдвинуть ряд условий, соблюдения которых они будут неукоснительно требовать в случае финансового участия государства в судьбе Opel. «В соглашении с автопредприятием необходимо обеспечить, чтобы выделенные деньги, если они действительно будут выделены, а Opel ими воспользуется, оставались в Германии», -- заявила канцлер Германии после окончания встречи. Кроме того, она не поддержала идею создания «щита» для немецкого автопрома. Opel, сказала она, находится в уникальном положении, так как на 100% интегрирован в General Motors. А значит, особенно страдает из-за финансовых проблем материнской компании.
Как сообщают немецкие СМИ, европейский шеф GM Карл Петер Форстер сначала называл сумму помощи в размере «несколько больше миллиарда» евро. Теперь, как оказывается, в случае наиболее негативного сценария событий в автопроме Opel потребуется не менее 1,8 млрд евро. На упреки в адрес предприятия г-н Форстер отвечает, что речь идет лишь о «профилактике» на случай банкротства американской «матери».
Сегодня в Европарламенте пройдут слушания по вопросу о целесообразности выделения помощи автопроизводителям. Однако комиссар ЕС по антимонопольной политике Неели Крус уже заявила, что компаниям не следует рассчитывать на такую же помощь государства, какая была оказана финансовому сектору, и власти не должны идти на несправедливые послабления для автомобильных компаний. «Нельзя сравнивать автомобильную отрасль с финансовым сектором. Если финансовая система вышла из строя, с ней покончено. Мы просто решили дать средство для поддержания кровообращения», -- сказала она.
В Германии уже в полный голос звучат требования «выделить» в целом экономически здоровый Opel из подточенной кризисом General Motors. Глава немецкого концерна Ханс Демант полностью отвергает такую возможность после почти 80 лет «совместной жизни» с GM. Он убежден, что одних лишь доходов от продажи 1,6 млн автомашин в год окажется недостаточно для обеспечения инвестиций в развитие предприятия. «Поэтому нет никакого смысла пускать на вольные хлеба предприятие такого масштаба, как наше», -- заявил г-н Демант. Своеобразную черту под требованиями «свободы для Opel» подвел глава совета коллектива предприятия Клаус Франц, который прямо и просто сказал: «Главным пунктом является то, что General Motors нас не отпустит».
Администрация США выступает категорически против выделения 25 млрд долл. на поддержку автомобильной промышленности из общего пакета в 700 млрд долл., рассчитанного на стабилизацию национальной экономики. Об этом заявил вчера министр финансов США Генри Полсон. По его словам, "существуют другие варианты" для спасения автопрома.
ИТАР-ТАСС