Снижение стоимости
авиабилетов вчера пообещал россиянам министра транспорта Игорь Левитин. Он надеется, что такой результат даст модернизация системы организации воздушного движения в России. Соответствующую федеральную целевую программу, рассчитанную на 2009--2015 годы, вчера обсудил президиум правительства.
Авиакомпании восприняли прогнозы министра с настороженностью. «Невозможно сказать, что снижение тарифов произойдет на следующий день», -- предупредили газету «Время новостей» в крупнейшей отечественной компании -- «Аэрофлоте». Эксперты считают, что в долгосрочной перспективе программа действительно может сделать авиаперевозки дешевле, если, конечно, рост стоимости авиакеросина не перекроет экономию издержек за счет рационализации воздушного движения.
Как сообщил на брифинге в Белом доме г-н Левитин, программа, доложенная им, предлагает несколькими путями улучшить качество воздушных перевозок и сэкономить время и средства авиаперевозчиков. В частности, за счет установки современного радиолокационного оборудования планируется улучшить метеопрогнозы, автоматизировать управление воздушным пространством. По предварительным экспертным оценкам, реализация программы позволит пользователям воздушного пространства сэкономить 80 млрд руб., заявил министр (не уточнив, как эта экономия распределится по времени). «Надеюсь, что авиакомпании смогут за счет сокращения издержек снизить стоимость авиаперевозок», -- добавил г-н Левитин.
«Любое снижение расходов облегчает общую финансовую нагрузку на авиакомпанию, -- согласился с ним заместитель генерального директора «Аэрофлота» Лев Кошляков. -- Если мы сможем платить меньше за аэронавигацию, это в какой-то степени поможет нам, так как аэронавигация -- это пусть и небольшая, но постоянно растущая в последнее время статья расходов авиаперевозчиков. Однако невозможно сказать, что снижение тарифов произойдет на следующий день, поскольку они определяются многими разнонаправленными факторами».
В некоторых других крупных российских авиакомпаниях прогнозы г-на Левитина комментировать вообще отказались, сославшись на то, что еще не знакомы с проектом новой федеральной целевой программы.
Руководитель аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев считает расчеты министра в принципе обоснованными. Причем ожидаемый экономический эффект, по его словам, слабо связан со ставками аэронавигационных сборов. Основную экономию должно дать снижение потребления топлива. «Есть три пути добиться этого средствами оптимизации воздушного движения, -- сказал эксперт газете «Время новостей». -- Это спрямление траектории маршрутов, сокращение времени ожидания посадки в ближней зоне аэропортов и бесступенчатое снижение при посадке (данный метод пока в гражданской авиации не применяется, но с внедрением новых технологий становится возможным)». Г-н Пантелеев сослался на расчеты авиакомпании Air France, которая пришла к выводу, что на маршруте Париж -- Мюнхен протяженностью 688 км продолжительность полета может быть сокращена на треть.
Эксперт предвидит только одну серьезную опасность, угрожающую свести намеченные достижения на нет: «Программа рассчитана до 2015 года. Как будет вести себя до тех пор цена на керосин, сейчас не может сказать никто. А значит, никто не может гарантировать, что рост цены керосина не перекроет любой позитивный эффект, достигнутый в сфере управления воздушным движением».