Дмитрий Медведев предлагает мировым лидерам создать новый механизм регулирования международных отношений в энергетической сфере взамен неработающей Энергетической хартии, организовать режим постоянных консультаций министров сельского хозяйства стран «большой восьмерки» и провести «зерновой саммит» для поиска решений по стабилизации рынка зерна. Таковы, судя по всему, главные инициативы, с которыми российский президент выступил на
саммите «восьмерки» в Тояко.
Вчерашний день и был, собственно, тем саммитом, когда главы государств обсуждали намеченную повестку дня. Вчера к вечеру было опубликовано и итоговое заявление глав G8, посвященное состоянию мировой экономики, изменениям климата и помощи Африке. Сегодня участники клуба проведут последнее заседание в расширенном составе (с участием глав крупнейших развивающихся экономик), некоторые дадут пресс-конференции (в том числе Дмитрий Медведев) и начнут покидать остров Хоккайдо.
Дискуссии лидеров «восьмерки» проходят в закрытом режиме, так что подробности можно узнать только от самих глав государств или их ближайших помощников. Дмитрий Медведев, который в понедельник не стал общаться с прессой, вчера в перерыве между заседаниями встретился с журналистами и рассказал о дискуссии лидеров «восьмерки» и своем участии в ней. Он сообщил, что в центре обсуждения были финансовый кризис, кризис продовольствия и проблемы энергобезопасности.
По части продовольствия лидеры, по словам Медведева, обсуждали методы решения проблем: «Договорились о том, что будут создаваться специальные фонды, а также будет осуществлена адресная помощь наиболее пострадавшим государствам. Но в то же время нужно думать и о том, как рационализировать эту систему». У России на этот счет нашлись практические соображения. Г-н Медведев сообщил, что он внес предложения проводить регулярные встречи министров сельского хозяйства государств «восьмерки», а также провести специальный «зерновой саммит», где бы «обсуждались и причины роста цен на зерно, и возможные способы стабилизации ситуации в этой сфере». Эти предложения российского президента получили полную поддержку.
Есть новые идеи и в сфере обеспечения глобальной энергобезопасности, хотя здесь вряд ли можно рассчитывать на безоговорочное одобрение. «Задача состоит в том, чтобы увязать интересы стран-производителей, стран-потребителей и транзитных государств», -- пояснил Дмитрий Медведев сам смысл дискуссии. И конкретизировал: «Есть, наверное, необходимость подумать и о подготовке каких-то новых международных решений на эту тему, каких-то новых международных соглашений. Во всяком случае сегодня для нас очевидно, что ряд международных конвенций, таких, как Энергетическая хартия, не работает или работает непродуктивно. Есть резон поговорить о том, чтобы консолидировать эти усилия по-новому».
Как известно,
Энергохартия не нравится не только Москве. Например, Норвегия, как и Россия, подписала, но не ратифицировала юридически обязывающий
Договор к хартии (ДЭХ). А США и еще ряд стран подписали хартию, но не подписали ДЭХ. В каждом конкретном случае свои причины, но в итоге, как подчеркнул г-н Медведев, документ не работает. В то же время идея заменить хартию на новый, более эффективный инструмент, для мировых лидеров пока что слишком экстравагантна. Во всяком случае эта идея не нашла отражения в итоговом коммюнике саммита. Там говорится лишь об актуальности всех решений «восьмерки» в Санкт-Петербурге, а также предлагается созвать «энергетический форум, в центре внимания которого будут вопросы энергоэффективности и новые технологии». Последняя инициатива принадлежит Франции. Как известно, Париж уже выдвигал подобную идею в рамках своего председательства в Евросоюзе, но предложение провести специальный форум «восьмерки» стало новостью. Об этом рассказал вчера член российской делегации, представитель МИДа Александр Панкин. По его словам, «ближайший диалог по проблемам производства и потребления энергоносителей может состояться в Великобритании осенью этого года».
В отношении международных финансов, как говорил накануне саммита Дмитрий Медведев, есть предложения и у России, и у других стран, в частности Великобритании. Британский премьер Гордон Браун также анонсировал идею наделить Всемирный банк некими функциями «энергетического банка». Вчера Дмитрий Медведев пояснил: «Мы должны прежде всего думать о том, как будет выглядеть архитектура международных экономических отношений. То, что на сегодняшний день есть, уже не устраивает практически никого. Надо думать, как формировать эту архитектуру на будущее. Мы в свою очередь неоднократно говорили о том, что страны, которые относятся к «восьмерке», да и другие государства должны отойти от сугубо национальных подходов, мы не должны рассуждать как экономические эгоисты (то, о чем было
мной сказано на Петербургском форуме, и я сегодня эту фразу повторил): мы должны думать о выстраивании глобальной экономической безопасности. Это включает в себя и меры по созданию новых финансово-экономических институтов, приведение в соответствие целей и методов работы существующих институтов с реалиями дня».
Однако в итоговом коммюнике никаких революционных идей подобного рода не содержится. Судя по всему, общее согласие у лидеров «восьмерки» есть только в плане неудовлетворенности существующим положением, а вот общего понимания, что нужно менять, нет.
Источник «Времени новостей» в российской делегации вчера затруднился ответить на вопрос, исчерпываются ли сделанные г-ном Медведевым предложения теми, о которых он рассказал прессе. Хотя, возможно, для первого участия в саммите «восьмерки» этого более чем достаточно. Во всяком случае, сам Дмитрий Медведев вчера выглядел уверенным в себе и вполне удовлетворенным ходом переговоров на Тояко. Удачная премьера российского президента -- один из важных итогов саммита.
Среди других итогов следует отметить то, что «восьмерка» зафиксировала политический компромисс по проблеме изменений климата, подтвердив стремление снизить к 2050 году глобальные выбросы парниковых газов на 50% по отношению к уровню 1990 года. Компромисс состоит в том, что страны «восьмерки» не декларируют новых обязательств по сокращению выбросов, рассчитывая вовлечь в новое международное соглашение, которое придет в 2012 году на смену Киотскому протоколу, более широкий круг стран. «Решение этой глобальной проблемы может быть достигнуто только общими усилиями, в частности вкладом всех ведущих экономик в соответствии с принципом общей, но дифференцированной ответственности и учета имеющихся возможностей», -- говорится в коммюнике, посвященном экологии и изменениям климата. Сегодня во время дискуссий с представителями этих экономик (Австралии, Бразилии, Индии, Индонезии, Китая, Мексики, Кореи и ЮАР) «восьмерка» постарается убедить их в необходимости «принять активное участие в разработке эффективного рамочного документа на период после 2012 года». Вопрос о финансовых обязательствах самой G8, вокруг которого в преддверии саммита ломались копья, в коммюнике отражен вполне дипломатично. В документе отмечается, что «на сегодняшний день» страны -- члены клуба договорились внести в созданные под эгидой Всемирного банка фонды климатических инвестиций приблизительно 6 млрд долл. (эту сумму, как известно, сформируют взносы лишь трех стран -- Японии, США и Великобритании). Россия, напомним, выражала сомнения в целесообразности новых взносов, предлагая вначале определиться, чем эти фонды будут отличаться от уже существующих финансовых механизмов. В принятом вчера коммюнике прямо говорится, что новые фонды их «дополнят».
Тема Южных Курил сопровождала всю длительную подготовку к саммиту на Хоккайдо -- японские власти серьезно усилили соответствующую пропаганду, а найти в Японии карту, где острова относились бы к России, сейчас нереально. Вчера наконец тема двусторонних отношений Москвы и Токио вышла на тот уровень, на котором только и может эффективно обсуждаться, -- на переговоры Дмитрия Медведева и хозяина саммита G8, японского премьера Ясуо Фукуды. По их итогам пресс-секретарь японского МИДа Кадзуо Кодама сообщил журналистам, что главы государств отметили: углубление координации действий и сотрудничества России и Японии в АТР необходимо для стабильности и процветания в регионе, а отсутствие мирного договора между стратегическими партнерами, которыми являются две страны, не идет им на пользу, и это положение должно быть как можно скорее исправлено. Как и следовало ожидать, российские источники прокомментировали эту встречу намного более сдержанно, сделав акцент на важной и стабилизирующей роли сотрудничества двух стран в азиатском регионе. Все-таки русско-японский мирный договор не такое простое дело, как перестройка мировой финансовой архитектуры или борьба с глобальным продовольственным кризисом.