14 мая Израиль отмечает 60-летие со дня основания по григорианскому календарю. В этот день на «конференцию будущего» по приглашению израильского президента Шимона Переса съедутся известные политические деятели. Среди них будут экс-президент СССР Михаил Горбачев, президент США Джордж Буш (он выступит в парламенте Израиля), президент Украины Виктор Ющенко, президент Грузии Михаил Саакашвили, президент Польши Лех Качиньский, бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, экс-премьер Великобритании Тони Блэр и другие. Сами израильтяне начали отмечать День независимости еще 8 мая, по лунному календарю.
Но как минимум одна пятая часть населения семимиллионного еврейского государства этот день своим праздником не считает. Это израильские арабы, для которых независимость Израиля -- это накба (по-арабски "катастрофа"). О том, как уживаются в маленькой стране две противоположные идеологии, «Времени новостей» рассказал председатель арабского блока в кнессете шейх Ибрагим САРСУР.-- Что День независимости Израиля значит лично для вас?-- Я прекрасно понимаю, что еврейское большинство страны считает этот день праздником. Но я, будучи гражданином Израиля и палестинцем одновременно, отношусь к этой дате с долей сожаления. Мой народ получил право на собственное государство в 1947 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН о разделе Палестины (на британской подмандатной территории должны были появиться два государства -- еврейское и арабское. --
Ред.).
Но и сегодня, по прошествии шести десятков лет, палестинцы продолжают бороться за независимость. А государство, гражданином которого я являюсь, делает все, чтобы не допустить этого. Эта позиция Израиля ставит под сомнение правомерность его независимости. Только когда рядом с Израилем появится независимая Палестина, мы, израильские арабы, сможем отмечать этот праздник.
-- В 1948 году арабы вместо того, чтобы основать свое государство, начали войну с Израилем...-- Это было ошибкой. Арабские страны играли в опасную игру, результатом которой и стала происшедшая катастрофа. Десятилетиями арабский мир выступал резко против любого мирного соглашения с Израилем. Сегодня, если угодно, стороны поменялись ролями. Сейчас появилась арабская инициатива (Израиль должен освободить занятые во время Шестидневной войны 1967 года земли, включая Восточный Иерусалим, в обмен на признание всеми арабскими странами и налаживание ими отношений с еврейским государством. --
Ред.). Это доказывает, что арабы готовы к миру. На месте израильтян я бы недолго думая ухватился за этот шанс.
-- Вы говорите «израильтяне», а сами тоже израильтянин.-- Конечно! Только я израильтянин-араб. Опросы общественного мнения в Израиле показывают, что большинство населения склонно поддерживать политику, результатом которой было бы изгнание меня и таких граждан Израиля, как я, с нашей земли. Хотя здесь моя родина, другой у меня нет.
-- Так ведь в арабских деревнях Израиля не празднуют День независимости?-- Конечно, нет. Для нас это катастрофа 1948 года, в результате которой появился Израиль. Еврейское государство было рождено за счет палестинского. Пока не будет создана независимая Палестина, мы не сможем ощущать себя полноценными гражданами Израиля. Гимн еврейского государства называется «Ха-Тиква» -- «Надежда». Арабские граждане Израиля не теряют надежду на то, что их народ обретет свою страну.
-- Дню независимости в Израиле предшествует День памяти павших израильских солдат. По всей стране звучит сирена, люди останавливаются, отдавая дань памяти погибших. Это символ сплоченности народа. Но как же быть с арабскими жителями?-- Насколько я знаю, евреи-ультраортодоксы тоже не останавливаются, когда звучит сирена. В 1956 году в моей родной деревне Кфар-Касем израильтяне совершили резню (в ходе массовых волнений там израильские полицейские убили 47 сельчан-арабов. --
Ред.). С тех пор ни один израильский политик не возложил венок в знак траура по погибшим.
-- Согласитесь ли вы в будущем, если появится независимая Палестина, поменять гражданство Израиля на палестинское?-- Ни в коем разе. Я родился в Израиле и хочу продолжать исполнять роль связующего звена между моим народом и государством, гражданином которого я являюсь. Арабы, проживающие в Израиле, необходимы ему для улучшения отношений с арабским миром.
-- Вы шейх, а образование получили в израильском Бар-Иланском университете, где глубоко изучается иудаизм.-- Я воспитан на ценностях ислама и стремился к диалогу с представителями других религий. Диспуты в университете вселили в меня уверенность в том, что мы -- арабы и евреи -- очень похожи.