Накануне смены правительства в его составе, похоже, развернулась макродискуссия об угрозах экономическому развитию страны и способах противостояния им. Фактически речь идет о том, признавать ли перегрев экономики, признаками которого стали
нарастающая инфляция, опережающий по сравнению с производительностью рост доходов и растущие государственные инвестиции вкупе с большими внешними займами, угрозой для стабильного развития или побочным эффектом, ради нейтрализации которого нельзя жертвовать темпами роста.
Вчера участники международной конференции «Модернизация экономики и глобализация», проводившейся Высшей школы экономики, изложили свое видение проблем. Причем главных докладчиков -- вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, министра экономического развития и торговли Эльвиру Набиуллину, первого зампреда Центробанка Алексея Улюкаева -- трудно отнести к враждующим экономическим или политическим лагерям. Тем не менее их выступления имели все признаки активной дискуссии, шла ли речь о снижении налога на добавленную стоимость, об использовании Фонда национального благосостояния или темпах экономического роста. К тому же они оппонировали или искали согласия, наверное, даже не столько друг друга, сколько более широкой, а главное, более высокой аудитории.
Несмотря на вполне корректный тон, трибуна несколько перегрелась. Чаще всего с нее говорили о «перегреве экономики», хотя в разных интерпретациях. Либо как про реальную угрозу, с которой нужно бороться даже ценой некоторого замедления темпов роста. Либо как про временный побочный эффект бурного экономического развития, который не должен отвлекать от главного. А именно -- от этого самого развития.
Каждый из докладчиков выделил самую реальную, на его взгляд, перспективу развития событий. А вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин использовал еще и возможность, чтобы ответить на те вызовы, которые предъявляются ему лично:
сопротивление снижению НДС, отказ тратить стабфонд и даже падение курса доллара.
По мнению г-на Кудрина, стабфонд изъял из экономики треть всех доходов от роста цен на нефть. Таким образом мы смогли сдержать чрезмерное укрепление рубля. Оставшиеся две трети дополнительных доходов были поровну направлены на погашение внешнего долга и потрачены на нужды бюджета. «Мы могли бы потратить больше, это улучшило бы некоторые показатели, но соответственно возросли бы и риски»,-- отмел министр финансов обвинения в том, что экономия государственных денег тормозит развитие отечественного производства. «Экономика поставит нам оценку», -- уверен г-н Кудрин.
«Свои Siemens и Nokia нужно создавать не путем кредитов из бюджета или госзакупок технологий. Это должно происходить в рамках действующих институтов», -- вступал вице-премьер в дискуссию с присутствующими, а, наверное, еще больше с отсутствующими оппонентами.
Последователен Алексей Кудрин был и в другом. «Создается впечатление, что Минфин против снижения НДС, -- несколько обиженно заявил он и еще раз разъяснил свою позицию: -- В ближайшие восемь лет есть несколько вызовов, к которым нам придется адаптироваться. Доля доходов от нефтегазового сектора будет снижаться. Соответственно расходы бюджета тоже должны снизиться на 1--1,5% ВВП. Кроме того, у нас возникнут дополнительные обязательства перед пенсионной системой -- до 2--4% ВВП. И нужно будет рассчитать не просто выпадающие доходы, а последствия вызовов -- сможем ли мы их преодолеть в условиях революционного снижения НДС».
Что касается замены НДС на налог с продаж, то здесь позиция Минфина вообще непреклонна: «Всего пять стран за последнее время поступили так -- Вьетнам, Гренада, Мальта, Гана, Белиз». Очевидно, г-ну Кудрину совсем не хочется оказаться в компании министров финансов этих стран.
Алексей Кудрин категорически против желания лоббистов потратить Фонд национального благосостояния. По его мнению, нет смысла сейчас выдавать кредиты отечественным компаниям, чтобы избежать заимствований за границей. «Таким образом (то есть условиями займов и выдачи кредитов. --
Ред.) зарубежные рынки дают свою оценку перспективам наших компаний. Если эту обязанность переложить на государство, то придется возвращаться к Госплану, который будет планировать все денежные потоки каждой компании, выдавать соответствующие распоряжения», --обрисовал министр финансов возникающую нерадостную перспективу, которую, заметим, некоторые либеральные эксперты считают уже близкой к реальности.
Рано, по его мнению, волноваться и по поводу падения доллара, в котором государство держит свои золотовалютные резервы. «Наши ЗВР (золотовалютные резервы. --
Ред.) нисколько не обесценились, потому что они номинированы также в евро и фунтах. Кроме того, я хочу напомнить, что в конце 80-х годов доллар уже падал в два раза. Но это не лишило его роли резервной мировой валюты. Сейчас падение курса примерно в полтора раза». Что, по мнению г-на Кудрина, не причина для беспокойства. «Пациент скорее жив, чем мертв», или, говоря словами министра, «доллар скорее будет расти, чем падать».
Глава МЭРТ Эльвира Набиуллина выступила с докладом, в котором так обозначила главные вызовы России: изменение характера глобализации, новая технологическая волна, рост значения человеческого капитала, исчерпание сырьевых источников роста. Правда, требовалось включить воображение, чтобы представить, как мы собираемся угнаться за новыми технологиями и что будет взамен дорогой нефти.
Но ясно, что министерство в лице Набиуллиной готово отстаивать необходимость экономического роста темпами по крайней мере не ниже сложившихся. «Мы не можем себе позволить замедление темпов роста в отличие от некоторых развитых стран. Цена замедления несравнима»,-- настаивает глава МЭРТ. Поэтому «важно, чтобы применяемые денежные и бюджетные меры не ограничивали экономический рост. Мы только запустили маховик экономического роста, и важно его не охладить, в том числе разговорами о перегреве экономики». Министр даже позволила себе упрекнуть денежные власти, то есть Центробанк и Минфин, в некотором противодействии. «Наши амбициозные плана наталкиваются на жесткую финансовую политику», -- посетовала г-жа Набиуллина.
Высказалась она и на тему НДС. «Наши предложения в сфере налогообложения таковы: налоговая система должна в ближайшей перспективе преобразоваться и нарастить стимулирующие функции», -- сказала министр.
После ее выступления министры покинули конференцию, и следующий докладчик -- первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев -- тут же предложил «поговорить свободно» и не в качестве государственного чиновника, а как независимый эксперт. Вдохновитель конференции, научный руководитель ГУ-ВШЭ, бывший министр экономики Евгений Ясин, тут же ностальгически вспомнил тоже уже бывшего министра, а ныне банкира и олимпийского факелоносца Германа Грефа: «Это в традициях наших мероприятий, раньше всегда так Греф говорил». В этот раз г-н Греф на конференции не присутствовал, а г-н Улюкаев для начала поспорил с критикой в адрес своего учреждения.
«Как можно говорить о жесткой финансовой политике, если ЦБ выдает кредиты по ставке от 6,5 до 9% годовых, а инфляция за 12 месяцев уже достигла 12%. То есть мы выдаем деньги под отрицательную ставку»,-- ответил г-н Улюкаев ушедшей Эльвире Набиуллиной.
Рост инвестиций за счет внешних сбережений -- один из факторов дальнейшего «перегрева экономики», намекнул г-н Улюкаев на то, что не все йогурты полезны для здоровья. Еще одной проблемой, по его мнению, может стать уход иностранных инвесторов в условиях мирового финансового кризиса из менее ликвидных активов, в том числе российских, в более ликвидные, что не совсем согласуется со взглядом на Россию как на «тихую гавань» в период международных финансовых штормов.
Рискнул г-н Улюкаев поучаствовать и в той части дискуссии, которая лежит за пределами непосредственной компетенции ЦБ, хотя ее исход может в случае чего затронуть и его интересы, -- а именно по поводу снижения НДС. «Это единственный налог, снижение которого стимулирует спрос, а не предложение. В условиях перегрева экономики это чревато»,-- высказал первый замглавы ЦБ еще одно соображение в поддержку г-на Кудрина.
Из этих частностей складывается довольно сложная мозаика, из которой можно понять как минимум одно. Если к этой дискуссии между в принципе относительно близкими по взглядам чиновниками добавить взгляды отсутствовавших на ней отраслевых министров -- на АПК, ВПК, ТЭК, дороги и так далее, -- то ситуация "перегреется" уже просто от несовместимости позиций. И можно только представить, как и что будут выбирать в такой ситуации в качестве ориентира новый президент и новый премьер-министр. Какую роль сыграют в этом вес, влияние и связи членов нового кабинета министров. И какой эффект в результате ощутим от этого все мы, слушатели в большой аудитории общенационального масштаба.