|
|
N°15, 04 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поможет ли НАТО «Сахалину-2»
Сомалийские пираты захватили русских моряков
Захваченный сомалийскими пиратами многоцелевой ледовый буксир «Свитцер Корсаков» с четырьмя россиянами на борту вчера стоял в порту Могадишо. Об этом сообщил морской координационный спасательный центр (МКСЦ) «Южно-Сахалинск». Вчера пираты не выдвинули никаких требований. Москва же приступила к мерам по освобождению моряков.
Пока, однако, эти меры свелись к тому, что МКСЦ известил об инциденте западный военный блок НАТО, чей флот с 2001 года патрулирует Аденский залив, в том числе для борьбы с морскими разбойниками. Но в штаб-квартире НАТО в Брюсселе и в штабе объединенных вооруженных сил НАТО в Европе в Монсе не подтвердили получение запроса на содействие освобождению экипажа буксира. Впрочем, представитель пресс-службы НАТО уточнил, что такая задача вполне может быть поставлена находящимся в этом районе военным кораблям альянса.
Освободить пленников своими силами российский флот не в состоянии. По словам помощника главкома ВМФ России Игоря Дыгало, наших кораблей в той зоне пока нет, но «участившиеся нападения пиратов подтверждают правильность курса военного руководства России на возобновление их присутствия во всех регионах Мирового океана, особенно в районах интенсивного рыболовства и судоходства». «Экипажу буксира может помочь находящийся поблизости корабль любой страны. Тем более что Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года предусмотрено право каждого военного корабля захватывать суда пиратов, -- заметил Игорь Дыгало. -- Грани между пиратством и терроризмом стираются».
«Информирование НАТО -- обычная практика в таких ситуациях, -- пояснили «Времени новостей» в МИД России. -- Департамент Африки МИДа готовит свои предложения, но этот случай осложнен тем, что в раздираемом гражданской войной Сомали нет посольства России». В Министерстве транспорта России «ВН» сказали, что датский концерн «Свитцер», судовладелец буксира, «для разрешения ситуации ведет с пиратами переговоры через посредников».
На буксире «Свитцер Корсаков» находятся двое подданных Великобритании (капитан и старший механик) и четверо граждан России -- второй механик Александр Речкунов, мастер Николай Березовский, второй матрос Петр Симочкин и матрос Евгений Комков.
1 февраля, когда «Свитцер Корсаков» шел вблизи побережья Сомали, на буксире сработала «тревожная кнопка» о пиратском захвате, после чего направлявшееся в Сингапур судно резко сменило курс. Вскоре его капитан позвонил в центральный офис концерна «Свитцер» в Копенгагене и сказал, что судно захвачено, но весь экипаж «в норме». В подробности он не вдавался, так как связь длилась менее двух минут.
Примерно в это же время информация об этом захвате поступила к судовладельцу с другого буксира -- «Свитцер Буссе», шедшего в полутора милях от «Свитцер Корсакова». Его команда видела, что случилось с коллегами. Оба судна, спущенные со стапелей в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года, перегонялись на Сахалин для работы по нефтегазовому проекту «Сахалин-2». Предназначены они для лоцманской проводки, швартовки в условиях Севера газовых танкеров водоизмещением 100 тыс. тонн и находятся под оперативным управлением дочерней компании «Свитцера» -- «Свитцер Мюллер» со штаб-квартирой в Сингапуре и ее филиала «Свитцер Мюллер-Сахалин».
Концерн «Свитцер» занимается спасением на водах, торговлей нефтепродуктами и страховым бизнесом. Экипажам атакованных судов он рекомендует не сопротивляться и сдавать судовую кассу, так как нынешние флибустьеры по всему миру оснащены быстроходными катерами, автоматическим оружием и гранатометами. Самыми опасными называют дальневосточных пиратов. Эксперты считают их нападение одной из вероятных причин таинственного исчезновения две недели назад в Восточно-Китайском море сухогруза «Капитан Усков» с экипажем из 17 российских моряков и грузом -- 4,5 тыс. тонн металла.
Александр САМОХОТКИН