Очевидным, но далеко не главным итогом уходящего года на пространстве СНГ представляется сохранение самого формата Содружества. Правы те аналитики, утверждающие, что существованию СНГ в его нынешнем виде вряд ли что-то угрожает, поскольку оно все больше становится понятием географическим, нежели геополитическим. Поэтому в обозримом будущем сохранение СНГ станет дежурным итогом и последующих годов.
Но ответственность за судьбу Содружества начиная с 2007 года Россия сняла со своих плеч, предусмотрительно переложив ее на плечи Казахстана. Это удачная операция была произведена на последнем
октябрьском саммите СНГ в Душанбе, где была одобрена предложенная президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым концепция развития Содружества. С Казахстаном же связан еще один примечательный итог 2007-го --
долгожданное получение этой страной права председательства в ОБСЕ. Пусть и не в том 2009 году, на который подавалась заявка Астаной, а годом позже, в 2010-м, но все же... Формально этот успех может быть зачислен также и на счет СНГ, так как кандидатура Казахстана считалась коллективной кандидатурой всего Содружества.
Но этот успех, достигнутый в ОБСЕ страной, представляющей как бы все постсоветское пространство, в конце года приобрел новое измерение. Речь идет о намерении России серьезно сократить взнос в ОБСЕ, в том числе потому, что она не удовлетворена деятельностью Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ на пространстве СНГ.
Если заявление по этому поводу, сделанное 26 декабря замминистра иностранных дел России Александра Грушко, было согласовано с Астаной, то сие может означать, что Россия и Казахстан готовы к координированным действиям по переформатированию ОБСЕ. То есть будущее казахстанское председательство в этой организации призвано стать одним из важных этапов в этом процессе. Однако подобное предположение кажется сомнительным, если вспомнить «обязательство» Казахстана «сохранить БДИПЧ и его существующий мандат и не поддерживать какие-либо будущие попытки ослабить их», данное главой МИД Казахстана Маратом Тажиным в конце ноября
в Мадриде на совете министров ОБСЕ в преддверии решающего голосования по казахстанской заявке.
Поэтому более вероятной кажется другая трактовка заявления высокопоставленного российского дипломата: накануне президентских выборов в России, негативная оценка которых со стороны ОБСЕ кажется очевидной, Москва идет на открытый конфликт с этой организацией, одним из последствий которого станет ограниченное присутствие на выборах наблюдателей ОБСЕ. В таком случае вряд ли можно говорить о согласованной политике России и Казахстана, как ближайших союзников внутри СНГ, ведь российский демарш по отношению к ОБСЕ трудно назвать поддержкой будущего казахстанского председательства...
Тем не менее явным успехом российско-казахстанского сотрудничества, являющегося фундаментом в основании Содружества, следует считать подписанное на днях в Москве межправительственное соглашение между Казахстаном, Россией и Туркменией о строительстве Прикаспийского газопровода. Даже несмотря на возможные проблемы с заполнением будущей трубы.
И наконец, важным итогом уходящего года стала готовность тех же России, Казахстана вместе с Белоруссией заключить межправительственное соглашение о создании этими странами Таможенного союза внутри СНГ. Его подписание должно состояться в Москве 25 января в рамках заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС. Это событие также следует считать главным, но самым надежным прогнозом на будущее Содружества в 2008 году. Ведь если Таможенный союз сложится реально, то он может оказаться предтечей нового облика постсоветского пространства.