Группа из 29 православных верующих, спрятавшихся в землянке от обещанного их лидером скорого -- в мае 2008 года -- конца света, не только бросила тень на парадные ризы иерархов РПЦ Московской патриархии, но и приоткрыла в религиозной жизни России то, что тщательно прячется. А прячется то, что религия в России из сферы духовной, то есть имеющей отношение к душе человека, к его сознанию, давно перешла в сферу политики. То есть в игнорируемое первыми христианами царство кесаря, где все подчинено борьбе за власть и мамону. Случившийся в Пензенской области инцидент, который, не приведи господь, может перерасти в трагедию, лишний раз это засвидетельствовал.
Как и год назад, когда при так и не проясненных обстоятельствах
в тверской деревне сгорел священник со своей семьей, нынешнее происшествие, как это ни дико, опять используется Церковью для решения своих корпоративных задач. Например, для дальнейшего навязывания обществу
курса "Основ православной культуры" в качестве обязательного школьного предмета, который, мол, устранит из голов россиян религиозное невежество. Как будто бы в дореволюционной России, где православие было государственной религией и все изучали Закон Божий, не существовало религиозного невежества и сект, взошедших на поле православия.
Между тем если курс ОПК будет преподаваться в духе превосходства православия над другими конфессиями и религиями, невежества в головах людей станет еще больше. Ибо они уверуют, что религия должна учить гордости, а не смирению, жестокости, а не любви и состраданию. А это еще больше отдалит людей от Царствия Божьего, куда, а вовсе не в сильное православное государство, должна быть устремлена душа всякого "божьего человека".
Свой кусок пирога, который можно "испечь" из ситуации с пензенскими затворниками, хотят получить и антикультисты-сектоведы, которые за бюджетные деньги желают создавать программы по психологической реабилитации сектантов -- можно лишь догадываться, чем обернется «опека» психиатров советской закваски над психикой живущих в страхе людей.
Между тем замуровавшихся последователей «отца Петра» далеко не все называют сектантами, а их шокировавшие светских людей действия -- деструктивными (люди верующие, даже не принимая мотивы, связанные с концом света, с кодами, паспортами и т.п., могут понять само желание спрятаться от соблазнов, грязи и лжи греховного мира). Иные православные клирики -- и это делает им честь -- склонны видеть в ушедших в катакомбы христианах своих "заблудших овечек" и даже обвинять иерархов, что они не видят «системный кризис народного низового православия».
Вот тут иерархам и в самом деле задуматься бы над тем, почему нормальные люди, православные верующие, обвиняют их и решаются на подобный шаг отчаяния, превращаясь при этом, по выражению диакона Андрея Кураева, в «пещерных людей»? А еще иерархам РПЦ МП, соперничающим с другими религиозными традициями и объединениями, не мешало бы задуматься о том, что пока они навешивают ярлыки сектантов на верующих других конфессий и религиозных традиций, в лоне самой Церкви процветает сектантское сознание.
Впрочем, лишнего шума по поводу «поганских сектантов», как окрестили несчастных антикультисты, в российских СМИ пытаются не поднимать. Иное дело, если бы подобное "учудили", к примеру, мусульмане, протестанты или кришнаиты -- последним, кстати, вменяют в вину даже то, что уверовавший в Кришну американский ученый-археолог Майкл Кремо, который кроме прочего читает лекции в Королевском археологическом обществе (Великобритания), захотел поделиться своими антидарвинистскими идеями с преподавателями и студентами российских вузов.
Выслушивая вымышленные обвинения вскормленных Патриархией антикультистов в адрес других конфессий и религий, поневоле приходишь к выводу, что людей с пещерным сознанием сегодня нужно искать не столько в землянках, сколько во вполне респектабельных офисах иных епархий и подчиненных им антикультистских организаций. Внушая обществу, что оно живет в окружении опасных сектантов из числа законопослушных, официально зарегистрированных религиозных организаций, они превращают россиян в пещерных людей, которые в каждом инакомыслящем должны видеть врагов. Иными словами, они подготавливают почву для всякого рода страхов, о которых, комментируя случившееся в Пензенской области, говорил митрополит Кирилл, осудивший тех, кто эксплуатирует тему религии в собственных интересах, кто использует веру «для личных целей, чтобы осуществить свои болезненные фобии».
В этой связи хотелось бы спросить, не личные ли цели преследуют те православные патриоты, которые хотят очистить русскую землю от иноверцев и инородцев? И от чьего имени и чье учение проповедует, например, снискавший скандальную славу ученый диакон, который, разъезжая по городам и весям, вопреки заповеди «нет ни эллина, ни иудея» оскорбляет людей других национальностей и верований? Не он ли в том числе сеет смуту в умах простых людей, которые перестают верить в благодатную миссию Церкви?
Боюсь, что в руководстве РПЦ МП патриотические, мирские настроения давно взяли верх над духовными устремлениями. Никто не может воспрепятствовать человеку любить политику и власть больше, чем Бога. Единственное, что при этом возбраняется, так это прикрывать свои властолюбивые амбиции Богом, религией, верой. Пензенские события лишь малая толика той огромной цены, которую приходится платить людям, уверовавшим в облаченных в ризы политиков и в лжепастырей с пещерным сознанием.