Жертвой бескомпромиссной борьбы властей за чистые выборы стал «Союз правых сил»: в нескольких регионах страны арестованы тиражи агитационных материалов партии. Связанную с этим жалобу правых Центральная избирательная комиссия оставила вчера без удовлетворения.
Как сообщила член ЦИК Майя Гришина, распространение эспээсовских агитационных газет под названием «Проблема №1» началось в Красноярске 24 октября. Однако копия агиток была представлена в краевой избирком лишь на следующий день, 25 октября, а это нарушает пункт 5 статьи 61 закона «О выборах», который предписывает сначала показать материалы избирательной комиссии, а уж потом распространять их. Интрига в том, что это нарушение было выявлено не крайизбиркомом, а местными органами ГУВД, которые недолго думая арестовали весь показавшийся им подозрительным тираж -- 650 тыс. экземпляров. Только после этого местные борцы за чистоту избирательного процесса, спохватившись, обратились в милицию с запоздалой просьбой расследовать дело. А местное отделение партии в ответ попыталось прибегнуть к заступничеству Центризбиркома.
Представитель СПС в ЦИК Вадим Прохоров настаивал на том, что партийцы никак не могли распространять «Проблему №1», поскольку тираж не был получен из типографии. Из-за этого даже образец листовок в крайизбирком пришлось отправить в электронном виде. К тому же, как оказалось, доблестная милиция выявила всего-навсего четыре досрочно распространенных агитки. Некие бдительные граждане вроде бы нашли их в своих почтовых ящиках.
В процессе разбирательства выяснилось также, что при печати агиток заявленный тираж был превышен на целых 1200 штук. Партийцы утверждали, что это предусмотренные типографией 0,2% «на брак», и пообещали пустить лишние пачки под нож.
За обиженных правых вступились некоторые члены ЦИК. «Это серьезный и очень опасный прецедент, скоро на выборах процессом будет управлять милиция», -- беспокоилась Елена Дубровина, призвавшая коллег проголосовать за возвращение СПС отобранных изданий. На это представитель Красноярского избиркома Алина Алиева ответила, что у партии для агитации имеется второй тираж «Проблемы №1» -- 1 млн 825 тыс. экземпляров. Однако тут же оговорилась, что ГУВД «дано распоряжение задерживать и эти материалы» до выяснения обстоятельств. Услышав это, Вадим Прохоров не преминул посетовать на необоснованное изъятие тиражей в Омской, Кировской и Московской области, а также в Перми и на подъезде к столице.
Впрочем, после жарких дискуссий центризбиркомовцы решили соблюсти букву закона, то есть не предпринимать ничего. Как указал коллегам член ЦИК Геннадий Райков, Красноярский избирком был вправе обращаться в милицию, так пусть она и разбирается. Председатель красноярского регионального отделения СПС Владислав Королев, возглавляющий краевой список партии, намерен жаловаться в суд. Однако даже в случае скорого и положительного исхода дела начало агитационной кампании СПС уже сейчас фактически смято.
Почему Красноярскому ГУВД вздумалось столь ретиво изымать «Проблему №1», неизвестно. Не исключено, что сработала инерция: летом уже появлялся агитационный буклет с аналогичным названием от имени СПС, но тогда лидер партийного списка Никита Белых публично открестился от этих материалов. Кроме того, в листовках имелась статья про якобы завышенные цены и невежливое обслуживание в гастрономе «Смоленский», членом совета директоров которого является депутат-единоросс Владимир Груздев, которого партия власти собирается сделать космическим туристом. Он, по словам г-жи Алиевой, тоже собрался жаловаться на «распространение сведений, порочащих его честь и деловую репутацию».
7 ноября Центризбирком обнародовал сведения о том, сколько средств израсходовали партии на избирательную кампанию. На вчерашнем брифинге член комиссии Евгений Колюшин заявил, что самой богатой, как и следовало ожидать, стала «Единая Россия»: в ее фонды, включая региональные, поступило 776 млн руб., из которых пока израсходовано 187,5 млн. Больше всех потратилась на сегодняшний день ЛДПР, освоившая 276 млн руб. из 382,7 млн избирательного фонда. Остальные партии не так "шикуют": с учетом внесения избирательного залога ни одна из них не истратила пока больше 100 млн руб. Всего по состоянию на 2 ноября участники кампании насобирали 1,7 млрд руб., из которых израсходован общими силами почти миллиард. Основная статья расходов, по словам г-на Колюшина, -- это агитация в СМИ, в первую очередь на ТВ.