Теперь уже бывший полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Камиль Исхаков перешел вчера на работу в ведомство, которым вот уже десять дней заведует другой бывший полпред президента -- Дмитрий Козак. Ни на огнеопасном юге, все эти дни напряженно ждущем назначения нового «проконсула», ни на Дальнем Востоке никто пока ничего не знает о вероятных преемниках полпредов.
Зато два чиновника, ранее занимавших формально равновеликие должности, теперь оказались в положении начальника и подчиненного. Впрочем, у Дмитрия Козака,
который три года проработал фактически «кризисным управляющим» на Северном Кавказе, всегда был несколько особый статус по сравнению с другими полпредами. Да и в должности полпреда он пробыл на год дольше г-на Исхакова.
Институт полпредства создавался в 2000 году вместе с новой схемой деления России на семь федеральных округов как инструмент обеспечения вертикали власти. Полпредства должны были собрать расползавшуюся, как казалось новому президенту Владимиру Путину, массу регионов и послужить этаким «государевым оком» в промежутке между губерниями и Кремлем -- на той самой дистанции, которая с традиционной безнадежностью обозначалась «до царя далеко».
Однако к концу второго срока Владимира Путина полпредства оказались в довольно странном положении органов без каких-либо существенных полномочий, ответственных разве что за подготовку списков кандидатов в губернаторы того или иного субъекта, -- поскольку губернаторов с 2004 года не выбирают на всенародных выборах, а утверждают в региональном заксобрании по представлению главы государства. Списки тех, из кого выбирал президент, готовили как раз полпреды, как правило, заранее зная, кто именно будет предложен сговорчивым региональным депутатам. При этом сами назначенные губернаторы тоже фактически становились полпредами президента в конкретном регионе.
Пожалуй, Дмитрий Козак был единственным, кто ставил серьезные эксперименты с системой управления вверенным ему округом. В самом начале работы в Ростове в смутные и страшные дни после Беслана
попытался создать фактически окружной координационный антитеррористический штаб, позднее -- комиссию по вопросам улучшения социально-экономического положения, которую журналисты сразу же прозвали «правительством юга».
Судя по скорости и уверенности, с которой переданный Дмитрию Козаку Минрегион отбирает у других ведомств ранее несвойственные ему полномочия, южные наработки архитектора так и не доведенных до конца административной и муниципальной реформ начала 2000-х годов могут быть использованы теперь уже в федеральном масштабе. А схема российского федеративного устройства, прописанная в Конституции 1993 года предельно общими формулировками, может оказаться в очередной раз пересмотренной и видоизмененной.
Уход ключевого полпреда в Минрегион вовсе не обязательно означает скорую ликвидацию полпредств как таковых, передачу их функций в «министерство Козака» и превращение окружных аппаратов в территориальные управления. Но не исключено, что идея федеральных округов уже утратила в глазах кремлевских стратегов свою привлекательность. В конце концов, одно суперминистерство, занятое отношениями Москвы с провинциями, лучше отвечает унитаристской по сути идее вертикали власти, чем семь «проконсулов».
Опасность, что слишком мощная вертикаль может в конечном счете проткнуть обветшалую ткань российской государственности, явно не принимается во внимание политиками, у которых вызывает аллергию одно упоминание о ельцинском призыве к регионам «брать суверенитета, сколько могут унести».
Многое о ближайших перспективах российского государственного устройства станет понятно после назначения преемников г-на Козака и г-на Исхакова -- если оно все-таки состоится. Если, к примеру, на месте г-на Козака в Ростове окажется кто-то из харизматичных силовиков, история Южного федерального округа вполне может засверкать самыми неожиданными красками. Показательно будет и продолжение карьеры г-на Исхакова, пересевшего из кресла полпреда на стул пятого заместителя федерального министра. Некоторые эксперты в Дальневосточном федеральном округе полагают, что это понижение для полпреда, который не справился с многими возложенными на него задачами, зато устроил на работу в округ множество коллег по своей прошлой работе в мэрии Казани и пытался ввести своих ближайших родственников в региональные списки «Единой России». Однако следует помнить и о том, что многие все еще считают г-на Исхакова одним из вероятных кандидатов в президенты Татарстана -- на случай завершения карьеры Минтимера Шаймиева. Хотя не факт, что от Белого дома в Москве до Казанского кремля ближе, чем от Тихого океана.