|
|
N°132, 27 июля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Доллар и Airbus испортили показатели EADS
Европейский аэрокосмический концерн EADS, который в последние месяцы был в центре новостей, связанных с его подразделением Airbus, вчера объявил о резком падении прибыли в первом полугодии. Впрочем, негативные показатели связаны не только с проблемами в авиастроительном подразделении, но и с ситуацией на валютном рынке. «Результаты за полгода демонстрируют необходимость реструктуризации», -- гласит заголовок сообщения EADS.
Финансовые итоги действительно более чем скромны. Прибыль до уплаты налогов и банковских процентов составила 367 млн евро (за тот же период прошлого года -- 1,654 млрд евро). Чистая прибыль EADS упала по сравнению с соответствующим прошлогодним показателем на 93% -- более чем с 1 млрд до 71 млн евро.
Основными причинами финансового провала названы структурная реорганизация и плановое увеличение расходов на исследования и разработки на дочернем авиапромышленном предприятии Airbus, а также падение курса доллара. Производственные площадки Airbus расположены преимущественно в еврозоне, а сбыт самолетов и соответственно расчеты по договорам за них в мире осуществляются в долларах. Не последнюю роль сыграли также проволочки в реализации программы создания военно-транспортного самолета А400М и увеличение затрат в Eurocopter, подразделении по созданию вертолетов. Однако наиболее весомым негативным фактором стал рост расходов на лайнер А380 и новый самолет дальнего радиуса действия А350 XWB. Airbus в последние месяцы неоднократно откладывал выпуск A380, приходилось дорабатывать и проект А350. Недавно на предприятии была принята программа реструктуризации под названием Power8, предусматривающая сокращение 10 тыс. рабочих мест и продажу ряда производственных площадок. В целом за счет этих мер Airbus рассчитывает сэкономить 300 млн евро.
Впрочем, в пресс-релизе EADS говорится, что достигнутые результаты не стали неожиданными, а, напротив, лишь подтвердили прогнозы концерна, сделанные еще в начале года. Более того, в течение полугода тенденция выравнивалась: во втором квартале падение прибыли хотя и было ощутимым, но все же менее существенным по сравнению с первым кварталом, причем не таким обвальным, как этого ожидали еще несколько месяцев назад.
По поводу финансовых перспектив на ближайшее будущее аэрокосмический концерн высказался c осторожным оптимизмом. Несмотря на нынешние драматичные финансовые показатели, концерн считает, что в 2007 году оборот упадет лишь на «однозначный процентный показатель», а доналоговая прибыль сохранится на прошлогоднем уровне -- 399 млн евро.
Причина оптимизма кроется в итогах последнего авиасалона в Ле-Бурже. На выставке, прошедшей в июне, Airbus удалось получить солидный пакет новых заказов. В первом полугодии их совокупное число достигло 680 самолетов. (В финансовом выражении к середине года сумма пакета заказов выросла с 210,1 до 251,7 млрд евро.) Из них 392 -- это различные модификации самолетов семейства А320, 279 -- самолеты дальнего радиуса действия, из них 152 заказа на новый А350. На аэробус А380, двухпалубный авиалайнер, рассчитанный на 555 пассажиров, который может совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 15 тыс. километров, в первые шесть месяцев нынешнего года было получено девять новых заказов (в результате общее их число достигло 165 машин от 14 покупателей). Первые машины этого типа должны поступить в Singapore Airlines, затем производство этих самолетов будет существенно расширено.
Рынки отреагировали на вчерашние новости EADS падением котировок компании на 3,12%.
Мировой бум в авиастроительном секторе может продолжиться еще в течение нескольких лет, и Boeing Co. может получить к концу этого года более тысячи заказов на авиалайнеры, сказал глава американского авиационного гиганта Джеймс Макнерни. Акции Boeing выросли более чем на 3% в ходе торгов в США в среду после того, как компания сообщила о прибыли за второй квартал и значительно повысила ее прогноз за год. "Ускорение длится дольше, чем ожидалось. У нас давно не было такого продолжительного цикла, как этот. Видимо, он останется сильным в следующие несколько лет", -- сказал он. Рост заказов крупнейшей в мире авиационной лизинговой компании International Lease Finance Corp. на лайнеры модели 787 на Парижской авиавыставке в этом году -- свидетельство того, что бум вряд ли ослабнет.
Юрий ШПАКОВ, Берлин