Федеральная аэронавигационная служба («Росаэронавигация») намерена в 2007 году повысить расценки на свои услуги по организации воздушного движения. Причем, как сообщил вчера на коллегии службы глава «Росаэронавигации» Александр Нерадько, тарифы для отечественных авиакомпаний будут повышены в большей степени, чем для иностранцев. Если планы аэронавигационного ведомства осуществятся, то российские авиаторы практически лишатся финансовых преференций, которыми они до сих пор пользуются на воздушных трассах родной страны.
В настоящее время Росаэронавигация» применяет трехуровневый тариф. За сопровождение воздушного судна одного и того же класса установлены три разные ставки: одна -- для внутренних рейсов отечественных авиакомпаний, другая -- для российских самолетов в международном сообщении и, наконец,
третья -- для иностранных авиакомпаний«. Первая ставка -- самая щадящая, последняя -- самая высокая. Кроме того, тарифы различаются по классам самолетов: чем выше максимальная взлетная масса (мвм) воздушного судна, тем дороже стоит его аэронавигационное сопровождение.
Вчера г-н Нерадько сообщил участникам заседания коллегии, что «Росаэронавигация» ведет переговоры с Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) о повышении тарифов для иностранцев в общей сложности на 18%, в два этапа в течение 2007 года. Надо отметить, что первый из этих этапов «Росаэронавигация» уже провела 1 февраля 2007 года, увеличив тарифы для иностранных перевозчиков на 9%.
Г-н Нерадько также отметил, что «Росаэронавигация» ведет переговоры и с российскими авиакомпаниями о повышении тарифов для них. Причем в случае с отечественными клиентами авиадиспетчеры не исключают повышения ставок сборов в два-три раза. Если это действительно произойдет, то наши компании (во всяком случае те из них, кто летает за границу) будут платить «Росаэронавигации» примерно так же, как иностранцы. Глава службы подчеркнул, что для обеспечения мобильности населения тарифы на полеты внутри страны изменять не предполагается.
А на международных трассах ставки станут очень похожими для всех. Сейчас они определяются несколькими приказами, изданными г-ном Нерадько в прошлом году. Вместе эти документы устанавливают следующую пропорцию: за проводку, скажем, самого крупного воздушного судна (свыше 100 т мвм) на 100 км: 656 руб., если речь идет о внутреннем рейсе, 1009 руб. -- с международного рейса российской авиакомпании, 2500 руб. -- с «иностранца». Нетрудно подсчитать, что «иностранный» тариф, увеличенный еще на 9%, составит 2725 руб. за 100 км, а «российский международный», умноженный вдвое-втрое, -- 2018--3027 рублей.
«Разумеется, любое повышение цен всегда неприятно», -- прокомментировала планы авиадиспетчеров руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг. Эта компания больше всех в России совершает международных рейсов и соответственно дороже всех должна будет заплатить за нововведения «Росаэронавигации». «Еще можно было бы понять это повышение, если бы одновременно нам предлагали качественное улучшение аэронавигационного обслуживания. Однако пока я не вижу признаков этого», -- заявила вчера г-жа Данненберг «Времени новостей».
Аргумент о том, что
«Росаэронавигация» должна бы сначала предложить клиентам некий новый сервис, а уж потом вводить новые тарифы, возможно, позволит авиакомпаниям несколько умерить аппетиты «Росаэронавигации». Дело в том, что по установившейся мировой практике национальные тарифы на аэронавигационное облуживание международных полетов согласовываются с авиационными властями сопредельных стран и с IATA. Последняя, будучи международным профессиональным объединением авиакомпаний, не имеет формальных полномочий наложить вето на действия авиационных властей. Однако IATA пользуется таким авторитетом, что действовать без ее согласия авиационным и аэронавигационным службам любой страны было бы крайне нежелательно. А убедить IATA в целесообразности повышения аэронавигационных сборов можно одним способом -- доказав, что в аэронавигационное обеспечение российских воздушных трасс инвестированы значительные средства, в связи с чем их пропускная способность и безопасность резко возросли. Российские авиакомпании -- члены IATA, со своей стороны, возможно, попытаются убедить организацию, что перемены в небе над Россией не столь масштабны, чтобы за это стоило так много платить.