Администрация завода
Ford Motor в России смогла убедить рабочих принять свои условия коллективного трудового договора. Профсоюз согласился с предложенными менеджментом пунктами и отменил угрозу забастовки, объявив, что трудовой спор исчерпан. Однако компромисс найден далеко не по всем вопросам, поэтому не исключено, что конфликт между рабочими и компанией может вновь вспыхнуть.
Три недели назад на
единственном в России автозаводе Ford во Всеволожске Ленинградской области произошла суточная забастовка. Рабочие остановили конвейер после того как администрация предложила им не устраивающий их коллективный договор, сказав, что это последнее предложение компании. Рабочих не устраивали условия труда, в частности порядок предоставления отпусков и выходных, переобучения, выплаты компенсаций, нормирование труда и использование временных рабочих. Но компания сочла, что сотрудникам и так предложен хороший социальный пакет -- дополнительный день к отпуску, единовременное пособие за стаж более пяти лет в размере 10 тыс. руб., увеличение пособия по рождению ребенка до 7,5 тыс. руб., беспроцентные денежные ссуды на обучение детей, медицинское обслуживание рабочих и семей. А самое главное, с точки зрения администрации, -- увеличение зарплаты от 14 до 20%. Но профсоюз остановил конвейер, защищая тезис о том, что самое главное -- это не зарплата, а условия труда.
После того как в автосалоны дилеров было отправлено на 303 меньше остродефицитных Ford Focus (именно такое количество автомобилей собирается сейчас за сутки), переговоры возобновились. Официально спорщики заявляли, что не собираются отступать от своих требований. Неофициально за закрытыми дверями почти целый месяц стороны мучительно искали точки соприкосновения. В сущности, Ford в России попал в патовую ситуацию: огромная очередь на недорогие
Ford Focus побуждает компанию к увеличению производства. Автопроизводитель даже думает начать здесь сборку другой модели Ford, но о каком расширении завода может идти речь, если все находится на грани стачки? С другой стороны, рабочие не хотят терять предлагаемые им деньги и льготы, а также предпочитают сегодня получить синицу, чем терять время в борьбе за журавля, которого мечтает изловить профком.
В итоге стороны не пришли к согласию по самом болезненному вопросу -- о применении нормирования труда. Они только постановили создать рабочую группу для изучения этой проблемы на предприятиях Санкт-Петербурга, а также на других заводах компании в Европе. По другому болезненному вопросу -- о заемном труде, рабочие согласились с позицией работодателя: признали его право в обычное время привлекать со стороны до 5% рабочих. А в «особых обстоятельствах или чрезвычайных ситуациях» -- до 20%. Неприятие гастарбайтеров на Всеволожском заводе было особенно категоричным, поэтому довольно странно, что работники дали себя уговорить. С другой стороны, профсоюзы тоже многого добились -- например, работники сложных участков производства получат 5--7% доплаты к окладу и/или дополнительно от шести до 12 дней отпуска. Работники смогли уговорить менеджмент предоставлять гарантии и тем, кто не может выполнять определенную работу по медицинским показаниям. Таких будут либо переводить на другую позицию, либо переучивать с последующим трудоустройством, а если вакансий нет -- «лишний человек» три месяца будет получать среднюю зарплату. А если кто-то утратит трудоспособность в результате произошедшего по вине работодателя инцидента, то получит годовой оклад.
Можно прогнозировать, что через несколько месяцев тред-юнионы вернутся к спорным пунктам, по которым компромисса пока нет. Возможно, им нужно перевести дух перед новым спором с администрацией, а может, просто дождаться наиболее удачного момента. Например, когда компания запустит на заводе во Всеволожске новую марку автомобиля. Профсоюз завода Ford уже вошел во вкус классовой борьбы и вполне может решить начать борьбу за существенное увеличение заработной платы. А перед автопроизводителем уже всерьез маячит угроза потери квалифицированных кадров -- Toyota вовсю ищет персонал для своего завода в Петербурге, с конвейера которого в конце этого года сойдет первый автомобиль. Ей на пятки наступают GM и Nissan, которые скоро начнут строить свои сборочные производства в Петербурге, поэтому, похоже, менеджменту Ford придется делать все возможное для поддержания в своих рабочих корпоративной лояльности.