Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Жак Ширак в пятницу продемонстрировали, что
проблемы компании Airbus -- и их проблемы. Руководители обеих стран, участвующих в капитале концерна, лично подключились к решению насущных проблем предприятия как раз в тот момент, когда противостояние обеих сторон грозило выйти из-под контроля. Напряженность возникла в связи с тем, что немецкие и французские управляющие не смогли окончательно договориться о содержании программы структурных преобразований Airbus под названием Power8.
Речь, в частности, шла о перспективе сокращения 10 тыс. рабочих мест и ликвидации ряда производственных площадок в Германии. В то время как немецкая сторона утверждала, что окончательного решения на данный счет не существует, французский премьер Доминик де Вильпен говорил об этом как о решенном деле. В Германии, да и в других европейских странах -- участницах проекта тысячи работников вышли на демонстрации протеста. Впрочем, «демонстрацию» провел и глава Airbus француз Луи Галуа, раскритиковавший свое нерешительное руководство.
В пятницу Меркель и Ширак встретились в бранденбургском дворце в Мезеберге, и им в существенной мере удалось сгладить эти волны социального недовольства. Прежде всего оба лидера декларировали «единство взглядов» по важнейшим вопросам, касающимся реформирования Airbus. При этом германский канцлер достаточно элегантно ушла от конкретики. «Конкретные предпринимательские решения в Мезеберге, -- заявила она накануне встречи «со всей определенностью», -- приниматься не будут».
Результатом неформального саммита стал «позитивный сигнал», который был адресован менеджерам компании. Меркель и Ширак в совместном коммюнике по окончании встречи отметили, что они «поддерживают предстоящие решения по повышению конкурентоспособности» Airbus. В деталях суть «предстоящих решений» не сообщалась. Однако, как следует из заявлений Ширака и Меркель, речь идет главным образом о двух составляющих плана реорганизации Airbus -- человеческом факторе и обращении с инновационными технологиями. Французский президент дал понять, что ни одна производственная площадка не будет закрыта без «достойной компенсации».
Центральным пунктом разногласий до встречи Меркель -- Ширак оставался вопрос о разделении производства между странами, прежде всего в использовании инновационных технологий. В этом вопросе Луи Галуа выступает ярым сторонником французского производителя. Речь идет, в частности, о новых конструкционных материалах для авиастроения, разработанных на основе углеродных волокон и призванных сменить более тяжелые металлы. Ведущим в разработке этих технологий является предприятие Airbus в нижнесаксонском Штаде. Его и хотели закрыть французские реформаторы, переместив производство на родину.
Именно в производственных вопросах найти взаимоприемлемые решения оказалось существенно сложнее, чем в социальной сфере. Насколько Меркель и Шираку удалось мотивировать топ-менеджеров Airbus к компромиссу, покажет самое ближайшее будущее. Главным теперь является вопрос: окажется ли в состоянии Галуа выложить на стол реформаторскую концепцию, которая удовлетворит обе стороны? До сих пор он был готов «пожертвовать» несколько большим сокращением рабочих мест во Франции в обмен на преимущественное право размещения во Франции инновационных производств. Этот план не прошел из-за сопротивления немецкой стороны. Теперь, как было решено канцлером и президентом, руководителям Airbus предстоит еще раз подумать о распределении всех тягот и невзгод реструктуризации компании «по справедливости».