Новый, 2007-й год в России начнется с кардинальных рыночных преобразований. Как известно, уже с 1 января власти, вероятнее всего, силами правоохранительных органов и миграционной службы начнут реализацию новой рыночной политики, провозглашенной Владимиром Путиным «в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и коренного населения». Уже в январе, согласно постановлению правительства, подписанному премьером Михаилом Фрадковым, число торгующих на рынках страны иностранцев должно сократиться до 40%, а с 1 апреля 2007 года за прилавком смогут стоять только россияне. О том, как эта зачистка рынков отразится на москвичах и какие еще новшества ждут горожан, корреспонденту «Времени новостей» Юлии ХОМЧЕНКО рассказывает глава департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы Владимир МАЛЫШКОВ.-- Владимир Иванович, Москва является одним из основных работодателей для трудовых мигрантов из стран СНГ. Недавно вы заявили, что сегодня примерно четверть всех трудоспособных москвичей работает в торговле. А какова потребность московской торговой сети в иностранной рабочей силе?-- Сегодня
привлечение иностранных работников в сферу потребительского рынка и услуг города все еще является вынужденной мерой, поскольку в условиях мегаполиса остается большое число вакантных должностей и устойчивый спрос на ряд профессий -- таких, например, как продавец, подсобный рабочий, уборщик. Потребность мелкорозничной сети Москвы в трудовых мигрантах из стран СНГ ориентировочно составляет 20 тыс. человек. Плюс предприятия бытового обслуживания, где численность занятых к 2009 году должна вырасти с нынешних 70 тыс. до 115 тыс. человек, -- они уже сейчас испытывают кадровый дефицит, около 20 тыс. человек. Использование трудовых мигрантов здесь носит единичный характер, но и москвичи просто не хотят работать в этой сфере из-за низкого престижа таких профессий, как, скажем, гладильщица белья или пятновыводчица, портной по ремонту одежды. Нужно ломать этот закоренелый стереотип, ведь сегодня бытовое обслуживание на самом деле высокомеханизированная, высокотехнологичная отрасль с высоким уровнем организации производства.
Кроме того,
иностранные работники, и не только из СНГ, но и из дальнего зарубежья, нужны и для обеспечения более эффективного функционирования на территории города сетевых торговых компаний. Сетевики берут на работу специалистов из Турции, Германии, Италии, Франции, Польши, имеющих многолетний опыт работы в компаниях международного уровня. Так эффективнее держать связь с иностранными учредительными компаниями, тогда как российский персонал приходится учить специфике европейского рынка.
-- Какой, к слову, сегодня товарооборот в рыночной сети столицы? И как он распределяется между магазинной и рыночной торговлей?-- Ожидаемый объем оборота розничной торговли в этом году, включая все каналы реализации, в том числе и предприятия общественного питания, составит 1 млрд 895 млн руб. В сопоставимых ценах это на 6% выше прошлогоднего товарооборота. Причем Москва в обороте розничной торговли России занимает 23%. Основной покупательский спрос москвичей удовлетворяют торгующие организации, которые занимают 74% всего рынка: на долю крупных и средних продавцов приходится 26% розничной торговли, 43% -- субъекты малого предпринимательства.
-- Региональные сельхозпроизводители, судя по всему, не спешат занимать зарезервированные за ними торговые места на рынках. Все жалуются на бюрократию, на волокиту. А садоводам, которые пытаются продать овощи и фрукты со своих участков, тоже приходится проходить полный цикл оформления документов?-- Порядок предоставления торговых мест физическим лицам, желающим продать на рынках сельхозпродукцию, выращенную на приусадебном участке, значительно проще. Но без контроля, конечно же, не обходится. Для получения места на рынке необходимо представить документ о владении дачным участком, заключение государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, удостоверяющее соответствие реализуемой продукции требованиям ветеринарных правил и норм. Обязательны также документы, подтверждающие личность продавца, включая регистрацию по месту пребывания в Москве и медицинскую книжку.
Я считаю, что сами за прилавком стоять фермеры могут в малых городах, поселках или небольших райцентрах, где местный рынок -- единственная возможность реализовать свою продукцию. В целом же фермеры торговать не привыкли, поэтому и предоставленные им места заняты не больше чем на 20%. Я думаю, что нужно создать им условия реализации своей продукции через дилеров, так делают во всем цивилизованном мире.
-- Но крупные торговцы и так теснят лоточников. Да и количество рынков в Москве сокращается и, наверное, будет сокращаться дальше?-- Из 240 рынков, имевшихся в столице в 1999 году, сейчас осталось 114. В течение ближайших трех лет, согласно городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг, комплекс мероприятий по сокращению рынков и преобразованию их в современные торговые предприятия будет продолжен. Но мы при этом стараемся сельскохозяйственные рынки сохранять, в том числе возрождать их в составе вводимых в строй новых торговых комплексов.
-- Вы предложили правительству Москвы объединить 12 муниципальных рынков в единую холдинговую компанию. В чем, по-вашему, преимущество такого единого контролера и какие полномочия будут у этой управляющей компании?-- Это даст возможность сохранить рычаги административного воздействия, позволяющие правительству Москвы решать задачи по обеспечению населения города сельхозпродукцией. И одновременно мы сможем расширять межрегиональные связи и поддерживать отечественного фермера.
-- Сейчас активно обсуждается новый закон о торговле. Что, на ваш взгляд, он должен предусмотреть в первую очередь?-- Сейчас стал актуален вопрос о кадровом составе отрасли -- это уже один из пунктов законопроекта. Например, продавцу, непосредственно общающемуся с потребителем, необходимы определенные профессиональные знания, иначе возникает угроза правам потребителя на полную и достоверную информацию о качестве товара. Необходимо законодательно определиться и с особыми режимами розничной торговли и общественного питания -- так называемыми «неорганизованными формами», к которым и относятся рынки, мелкорозничная сеть, разносчики. Они же ограничены в возможностях размещения, в соблюдении технологических условий. Определиться и с подходами к размещению крупных торговых объектов, например на первых этажах жилых домов, закрепить режим их работы. Нужно к тому же полномочия четко разграничить. Я, например, считаю, что функцию установления порядка размещения объектов мелкорозничной сети и рынков нужно оставить местным властям без закрепления на федеральном уровне общих требований к размещению. Кроме того, для крупных предприятий торговли целесообразно ввести запрет на продажу товаров по цене ниже закупочной и использование таких форм ценовой дискриминации, как «плата за вход в сеть» или «оплата места на полке». Наконец, надо регламентировать вопросы завоза продукции в крупных городах -- чтобы это делалось в ночное время в целях снижения нагрузки на транспортную инфраструктуру.