|
|
N°198, 27 октября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Блокаду блокадой вышибают
Железнодорожный спор между Кишиневом и Москвой зашел в тупик
С 1 ноября в "рельсовую войну" между Молдавией и Приднестровьем может включиться и ОАО «Российские железные дороги». Вчера президент РЖД Владимир Якунин поставил ультиматум: за пять дней в Кишиневе должны наконец решить проблему, «которая возникла целиком по молдавской инициативе». В противном случае с начала ноября поезд №47 «Молдова» Москва--Кишинев больше ходить не будет. Это подтвердил и первый заместитель секретаря Совета безопасности России Юрий Зубаков, находившийся в Тирасполе на переговорах с руководством Приднестровья.
Проблема заключается в том, что Молдавия категорически отказывается снова разрешить поездам следовать через территорию непризнанной республики. В РЖД в свою очередь считают, что составы, следующие в обход левого берега Днестра, ломают график работы наших железнодорожных служб.
Кишинев объявил Тирасполю "рельсовую войну" в марте этого года. Тогда молдавским властям удалось договориться о скоординированных действиях с Украиной и практически перекрыть границы Приднестровья. Киев запретил транзит грузов через непризнанную республику без молдавского таможенного оформления, а кишиневские поезда в Россию были пущены в объезд, через Могилец-Подольский. В Тирасполе соседей, естественно, обвинили в попытках экономически удушить Приднестровскую Молдавскую республику, свое недовольство высказали и в Москве, но противостоять согласованной позиции Кишинева и Киева весной не удалось.
Однако в сентябре Украина смягчилась. Открыто снимать блокаду Приднестровья в Киеве не стали, но закрыли на ремонт мост через Днестр в районе перегона Атаки--Могилец-Подольский, через который проходили все пассажирские и товарные составы. «Молдавской железной дороге» пришлось перевести все маршруты следования еще дальше к северу, на объездной путь через Сокиряны. Однако эта дорога уже не могла пропустить все поезда, что привело к большим перебоям в движении. Киев здесь сыграл на руку Москве и Тирасполю, затянув ремонт, хотя в Молдавии считали, что процесс можно ускорить.
Поскольку единственный открытый рельсовый путь не справлялся с потоком грузов, Кишинев разрешил все-таки российским и украинским транзитным составам следовать через Приднестровье. Но пускать по короткой дороге свои поезда МЖД отказалась категорически, мотивируя это, в частности, тем, что на неконтролируемом Кишиневом участке пути не выполняются требования безопасности. В Москве на это заявили, что вопросы безопасности следования по территории Приднестровья берут на себя, но это, конечно, не удовлетворило Кишинев. Переговоры ни к чему не привели. "Мы пишем письма, а молдавская сторона пишет свои, но их позиция не устраивает нас, тогда как наша точка зрения не принимается Молдавией", -- заявил вчера г-н Якунин.
В результате приднестровцам приходилось ездить в Россию фактически кругами: сначала вагоны перегонялись из Бендер в Кишинев, а потом цеплялись к поездам и делали огромную петлю в объезд Приднестровья. Время нахождения в пути пассажирских поездов увеличивалось на несколько часов.
В преддверии президентских выборов в Приднестровье, назначенных на 10 декабря, власти Тирасполя начали активно сотрудничать с Россией. Так, нынешний глава республики Игорь Смирнов, встретившись с российской делегацией, вчера объявил, что не намерен вести переговоры с Молдавией, пока та не подпишет «транзитный протокол». Российские представители поддержали г-на Смирнова, пригрозив как раз отменой поезда «Молдова». Столкнувшись с тесным альянсом Москвы и Тирасполя, Кишинев обратился за помощью к своим союзникам: министр транспорта и дорожного хозяйства Молдавии Мирон Гагауз и министр реинтеграции Василий Шова попросили у Евросоюза, США и ОБСЕ помощи. В Кишиневе хотят опять разблокировать закрытый Украиной мост через Днестр, что позволило бы МЖД избежать принуждения к приднестровскому транзиту.
Таким образом, развитие событий зависит от позиции Украины: если Киев подчинится давлению с Запада и откроет мост, то отмену 47-го поезда в Кишиневе смогут пережить. В противном случае у Молдавии останутся лишь три поезда -- №65 (московского формирования), №341 Кишинев--Москва и №61 Кишинев--Санкт-Петербург. Этим составам, также следующим в обход Приднестровья через Сокиряны, придется взять на себя дополнительную пассажирскую нагрузку, что только усложнит транспортную блокаду региона.
Владимир ДЗАГУТО