|
|
N°169, 18 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каспийские недоимки
Суд подтвердил законность претензий налоговиков к КТК
Арбитражный суд Москвы поддержал налоговиков в их борьбе с Каспийским трубопроводным консорциумом. В минувшую пятницу суд признал законными почти все претензии Федеральной налоговой службы к российской «дочке» консорциума -- «КТК-Р» -- за 2002--2003 годы: из 4,7 млрд руб. было признано незаконным доначисление лишь 250 млн. Согласно данным ФНС, акционеры КТК неправомерно занижали прибыль консорциума с целью минимизации налогообложения путем выплат процентов по привлеченным ранее кредитам. Как сообщили в суде журналистам адвокаты ФНС, такая схема позволяла акционерам КТК "выводить деньги за рубеж". В КТК с этой формулировкой не согласны и намерены обжаловать решение суда сразу после получения судебного заключения. Впрочем, источники на рынке уверены, что у КТК сейчас нет иного пути, кроме как договариваться с российскими чиновниками относительно дальнейшего функционирования нефтепровода.
Каспийский трубопроводный консорциум является оператором нефтепровода Тенгиз--Новороссийск протяженностью 1580 км, который соединяет месторождения Западного Казахстана с российским черноморским портом. Консорциум представляет своего рода частно-государственную структуру, где 50% принадлежит России (самая большая доля в проекте 24%), Казахстану (19%) и Оману (7%), а остальные 50% поделены частными нефтяными компаниями -- Chevron (15%), LUKARCO (12,5%), Rosneft Shell (7,5%), Mobil (7,5%), Agip (2%), BG (2%), Kazakhstan Pipeline Ventures (1,75%) и Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%). КТК -- единственный магистральный нефтепровод, который на территории России неподконтролен государственной «Транснефти».
В России уже давно зреет недовольство этим проектом. Согласно учредительным документам, консорциум может привлекать заемные средства на строительство трубы только у компаний-учредителей. Когда российская сторона вошла в проект, отдав в уставный капитал часть трубопровода в этом регионе, средства на реализацию первого этапа проекта в размере 5 млрд долл. были уже привлечены. С появлением первой выручки компания приступила к выплатам по кредитам, представляя их в отчетности как внереализационные расходы. Дивидендов КТК не платит. В результате проект для России стал заведомо убыточным. Как возмущенно отмечал в феврале этого года президент «Транснефти» Семен Вайншток, убытки КТК за 4,5 года существования составили около 5 млрд долл. В этом году под давлением российской стороны был назначен новый директор КТК -- топ-менеджер «Зарубежнефти» Владимир Раздухов (он сменил представителя Chevron Йена Макдональда). Г-н Раздухов сразу пообещал получение первой налогооблагаемой прибыли в 2008 году, а в 2014 году -- погашение всех кредитов. Но, видно, такое решение российскую сторону не удовлетворило.
«Каспийская» схема ухода от налогов, как ее называют российские чиновники, была выявлена в ходе выездной налоговой проверки, проведенной весной этого года. Помимо претензий за 2002--2003 годы, налоговая служба нашла свидетельства действия этой схемы еще в 1999--2002 годах. По мнению налоговой службы, она позволила компании сэкономить порядка 2,1 млрд руб. Сейчас это дело также рассматривается в суде. Кроме того, эксперты не исключают предъявления еще более масштабных претензии к КТК за 2004--2005 годы, так как в этот период чистый убыток консорциума вырос в 4,3 раза и достиг 10,45 млрд руб. А это, в свою очередь, может отодвинуть проект расширения КТК на еще более неопределенный срок.
О том, как будет функционировать КТК в дальнейшем, пойдет речь на внеочередном собрании акционеров консорциума, которое пройдет в последние дни сентября. Прогнозов о том, какие решения на нем могут быть приняты, никто из акционеров сделать не пожелал. В пресс-службе Chevron лишь заявили, что, вполне возможно, акционеры договорятся подать апелляцию на пятничное решение суда. Однако эксперты полагают, что консорциуму предстоит договариваться с российской стороной, которая настаивает на изменении схемы финансирования деятельности КТК. При этом, судя по всему, готовых новых вариантов финансирования пока нет.
Эксперты связывают активность фискальных ведомств по отношению к КТК не только с тем, что консорциум до сих пор не принес России выгоды. Дело в том, что акционеры консорциума намерены рассмотреть вопрос о расширении трубопровода в связи с увеличением добычи каспийской нефти. Россия, с одной стороны, рассчитывает на увеличение доходов при росте транзита этого сырья и не согласна мириться с отсутствием прибыли. С другой же стороны, у КТК в этой части есть конкурент -- нефтепровод Баку--Тбилиси--Джейхан. И упускать рынок транзита России было бы неграмотно.
Анна ГОРШКОВА