|
|
N°169, 18 сентября 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Транснефть» снова на бирже
РТС и ММВБ в минувшую пятницу после четырехмесячного перерыва возобновили торги привилегированными акциями «Транснефти». Решение о начале торгов было принято после того, как расчетные депозитарии бирж -- Депозитарно-клиринговая компания и Национальный депозитарный центр, а также регистратор компании «Р.О.С.Т.» получили официальные письма из Генеральной прокуратуры, информирующие о снятии наложенного 6 мая 2006 года ареста на бумаги "Транснефти". Как и ожидалось, сразу после начала торгов стоимость акций упала по сравнению с майскими котировками: на ММВБ -- на 4%, а на РТС -- на 2%, примерно до 1975 долл. за акцию. Чтобы сгладить колебания котировок на начальном этапе торгов, информационный комитет РТС решил зафиксировать цену «префов» в индексе РТС на майском уровне в 2020 долл. за акцию. На ММВБ был введен ряд ограничений на параметры заявок в случае отклонений цен более чем на 15% от майской котировки.
Все обыкновенные акции «Транснефти» (4,664 млн штук, или 75% от уставного капитала) числятся на балансе государства, привилегированные же акции (1,554 млн штук) принадлежат частным владельцам, имена которых компания не раскрывает. Известно только, что до середины 2003 года почти всеми "префами" компании владел «Интеррос», однако в сентябре 2003 года руководители холдинга заявили об их продаже неким портфельным инвесторам. Официально об инвестициях в «Транснефть» пока заявил только Импэксбанк, который в отчете по международным стандартам за 2004 год указал, что ему принадлежат "префы" «Транснефти» на 4 млн долл. В мае 2005 года акционеры «Абаканвагонмаша», входящего в состав «Базового элемента», одобрили сделки с 6,6-процентным пакетом привилегированных акций «Транснефти». Согласно данным Reuters, в 2006 году акции госкомпании числятся на балансах различных иностранных фондов и банков, в том числе Merrill Lynch, ABN Amro, UBS, HSBC и др.
4 мая 2006 года по решению Басманного суда Москвы все привилегированные акции трубопроводной госмонополии, считавшиеся одними из самых надежных на рынке, были арестованы. Об аресте ходатайствовала Генпрокуратура в связи расследованием уголовного дела в отношении прежнего руководства «Транснефти», возбужденного еще в 1998 году. По данным следствия, бывшие президент компании Виктор Черняев, вице-президент Сергей Землянский и еще 16 руководителей региональных подразделений "Транснефти", «злоупотребив служебным положением», присвоили 1,3 млн акций на сумму около 65 млн долл. Миноритарные акционеры компании оспорили майское решение Басманного суда, и в начале августа арест с акций был снят. Многие эксперты связывали действия силовиков с давлением на менеджмент «Транснефти», который не хотел изменять маршрут нефтепровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана. Но как только Владимир Путин и президент компании Семен Вайншток договорились об изменении трассы, чтобы она проходила практически мимо месторождений «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» (компаниям в этом случае не придется строить промысловые трубопроводы до магистральной системы), последовало положительное решение по «префам» «Транснефти».
Генпрокуратура, правда, подала кассацию на решение о снятии ареста, но 13 сентября она была отклонена. Однако биржи не спешили открывать торги, ожидая официальных писем, подтверждающих решение суда, что породило некоторую волну скептицизма в отношении судьбы ценных бумаг монополии. В минувший четверг глава ФСФР Олег Вьюгин даже высказал предположение, что для начала торгов «необходимо вмешательство лиц, имеющих больший вес в государственной власти».
Последовало это вмешательство или нет, неизвестно, но в пятницу торги начались. Падение же котировок «префов» «Транснефти» на них было задолго предсказано большинством аналитиков и участников рынка. Ведь за время отсутствия этих бумаг российский фондовый рынок упал более чем на 10%, при этом акции ведущих нефтяных компаний, в том числе таких, как ЛУКОЙЛ или «Сургутнефтегаз», снизились в среднем на 17--20%. На этом фоне незначительное снижение котировок «Транснефти» выглядит почти ростом.
Кроме начала торгов конец недели ознаменовался для «Транснефти» еще одним радостным событием. Федеральная служба по тарифам утвердила решение о повышении с 1 октября этого года тарифа на прокачку сырья в среднем по трубопроводной системе на 2%. Согласно решению ФСТ ставка тарифов на услуги трубопроводной монополии составит 8,9691 руб. за 100 тонно-километров. Как поясняют в «Транснефти», повышение тарифов на прокачку нефти происходит автоматически после привлечения компанией кредитов с целью компенсации расходов на их обслуживание. В этом году монополия привлекла 65 млрд руб. у Сбербанка России на шесть лет с целью финансирования первого этапа строительства нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан.
Анна ГОРШКОВА