|
|
N°141, 09 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прибалтийский интерес
PKN Orlen пытается собрать нефтяные активы в Литве и Латвии
Польская PKN Orlen, похоже, хочет построить вертикальную интеграцию на базе прибалтийских активов. Как сообщил вчера министр экономики Латвии Айгар Штокенбергс после встречи с представителями польской компании, менеджеры PKN Orlen сейчас изучают возможность участия в аукционе по продаже госпакета (38,62%) акций концерна Ventspils Nafta, чтобы в дальнейшем использовать его терминал для транспортировки нефтепродуктов с НПЗ Mazeikiu Nafta, договор о приобретении которого у ЮКОСа был подписан в мае этого года. Кто еще претендует на латвийский актив, г-н Штокенбергс не сообщил. Ранее к этому активу присматривались казахская "Казмунайгаз", австрийские предприниматели и российские нефтяные компании, в частности "Роснефть".
Интерес PKN Orlen вызывает удивление у экспертов и аналитиков. Если раньше Вентспилс был одним из главных ворот для экспорта российской нефти в Европу по трубопроводу Полоцк--Вентспилс, то после решения "Транснефти" прекратить с 2003 года транзит нефти через Латвию порт находится в весьма плачевном состоянии. В прошлом году компания получила 22,6 млн латов убытка (более 32 млн евро). Основной доход предприятия приходится на перевалку нефтепродуктов -- 4,1 млн тонн (49,39% от общего потока грузов) по итогам 2005 года.
Основным акционером Ventspils Nafta кроме государства является Latvijas Naftas Transits (LNT), которой принадлежит 42,3% акций, остальные 19% акций распределены между частными инвесторами. Правительство Латвии уже давно мечтает избавиться от своего пакета в этом активе. Предполагалось объединить доли LNT и правительства для более выгодной продажи, однако стороны не смогли договориться. И летом прошлого года Латвия, подписав договор с консорциумом в составе Parex Bank, Suprema Securities и IBS Suprema об организации продажи, выставила свою долю на аукцион через Рижскую фондовую биржу. При этом Латвия намеревалась выручить не менее 70 млн латов (100 млн евро), или 1,81 лата (2,57 евро) за акцию. Но по такой цене бумаги никто не купил.
Сейчас правительство Латвии сообщило, что намерено завершить сделку к началу сентября. Для польской PKN покупка этого актива может номинально означать дополнительные позиции в укреплении на нефтяном рынке Восточной Европы. "Если "Казмунайгаз" после решения вопроса о транзите нефти могла бы использовать этот порт для увеличения своего экспорта в Европу, то для PKN -- это покупка по случаю, потому что есть и, очевидно, дешево", -- отметил аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. По его мнению, использовать Вентспилс для перевалки нефтепродуктов с Mazeikiu Nafta практически невозможно, так как соединяющая завод и порт труба в аварийном состоянии. Трейдеры, в свою очередь, напоминают, что у польской компании до сих пор не решен вопрос с организацией поставок нефти на сам завод Mazeikiu Nafta. Сейчас предприятие получает в основном российскую нефть на основе краткосрочных соглашений, которые заключаются на один-три месяца. При этом многие российские компании после появления нового владельца сообщили о своем нежелании поставлять нефть на этот завод из-за высоких цен и низкого качества переработки. Со своей стороны PKN Orlen до сих пор не представила в литовское правительство свои предложения по обеспечению нефтью местного комплекса. А после аварии на нефтепроводе "Дружба", которая случилась 29 июля в Брянской области, российская нефть на завод поступает вообще только морским путем через терминал Бутинге, что делает каждую тонну дороже на 8 евро.
Иван ГОРДЕЕВ