|
|
N°130, 25 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пластичные долги
Будущее потребительского кредитования банкиры связывают с картами
Бум потребительского кредитования продолжается. По официальной статистике, за последние два года объем розничного кредитования в России вырос более чем в четыре раза. Крупнейшие банки наращивают свои кредитные портфели ускоренными темпами. Участники рынка отмечают, что от нецелевых и товарных кредитов банки постепенно переходят к кредитным картам, так как этот способ является более удобным и современным. Однако на формирование такой практики, отмечают они, потребуется не один год.
По данным Центробанка, в Москве и Московской области прирост объемов потребительского кредитования в первом полугодии 2006 года составил 37,5% (18,4% -- за аналогичный период прошлого года). Показатели крупнейших участников рынка выглядят следующим образом. По итогам 2005 года Сбербанк занимал почти половину рынка потребительского кредитования (44,1%), его кредитный портфель по физическим лицам на 1 января 2006 года составил 527 млрд руб., но уже к 1 мая он вырос на 17,2%. Объем потребительских кредитов, выданных ВТБ-24, в первом полугодии этого года составил 284,6 млн долл., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в 12 раз. Общий объем кредитов, предоставленных «Русским стандартом», превысил 7,56 млрд долл. За первое полугодие 2006-го этот банк выдал кредитов на сумму 2,12 млрд долл., а по итогам 2005 года этот показатель равнялся 3,15 млрд долл. Кредитный портфель Банка Москвы с начала года увеличился примерно на 36%, до 21,1 млрд рублей.
Объем эмиссии кредитных карт «Русского стандарта» с начала года вырос более чем на треть, до 11,2 млн карт по состоянию на 1 июля. Банк «Хоум Кредит энд Финанс» также наращивает объем пластикового кредитования. За первый квартал значительно вырос объем револьверных, то есть многократных, кредитов, возобновляемых после каждого их погашения. У «Хоум Кредита» он увеличился на 58% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, позволив банку стать вторым крупнейшим игроком на российском рынке кредитных карт. До конца 2004 года банк специализировался на товарных кредитах, затем вышел на рынок кредитных карт и занимает долю 4,2%. Директор департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев считает, что банкам нужно постепенно отходить от товарных кредитов, выдаваемых в торговых точках, заменяя их кредитными картами. «Оформлять кредит заново на каждую покупку очень неудобно для клиента, -- говорит он. -- Нужно показывать документы, заполнять большое количество анкет. Гораздо проще один раз получить карту и покупать все что угодно».
По мнению представителей «Хоум Кредита», револьверные кредиты по банковским картам являются основой будущего роста. Если на конец 2005 года кредитные карты составляли лишь 10% от всего кредитного портфеля банка, то к концу первого квартала 2006-го -- уже 15%. «В последнее время мы стараемся развивать этот бизнес, и 5-процентный рост за столь короткий период -- это довольно существенный показатель», -- говорят в пресс-службе «Хоум Кредита».
Но проблема в том, что сам по себе карточный бизнес в нашей стране еще не развит. Даже льготный период, в течение которого можно пользоваться кредитной линией бесплатно, появился только в прошлом году. Для того чтобы занять достойное положение на рынке, картам понадобится еще несколько лет.
Николай КОЧЕЛЯГИН