|
|
N°117, 06 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политкорректный эпос
Якутские власти превратили национальный Новый год в идеологическое десятилетие
Якуты отмечают очередной Новый год. На этот раз традиционный. По старинному национальному календарю приленских кочевников-скотоводов новый круг жизни начинается именно с дней летнего солнцестояния. Конец июня и начало июля в Приполярной Якутии -- самое светлое время года, солнце не заходит круглые сутки. И самое жаркое -- температура даже в районах с самым суровым климатом нередко зашкаливает за тридцатипятиградусную отметку.
Эсэх, Новый год по-якутски, в этом году отмечали по-особенному. Главные празднования перенесли из столицы республики в маленький поселок Сунтары, что недалеко от границы с Иркутской областью. Эти места считаются среди народов Саха родиной национального эпоса «Олонхо». А нынешний Эсэх по решению якутского президента проходит по эгидой именно этого произведения устного народного творчества. В прошлом году «Олонхо» был признан ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества.
До Сунтарского улуса почти два часа полета на небольшом самолете. Добраться сюда можно или из Якутска, или из города алмазодобытчиков Мирного. Короткая грунтовая взлетно-посадочная полоса впервые за историю небольшого таежного поселка принимала такое большое количество бортов, в том числе и специальных. Население Сунтар -- чуть больше двух тысяч человек, а гостей приехало больше пяти тысяч. Полномочный представитель президента на Дальнем Востоке, бывший мэр Казани Камиль Исхаков праздновал якутский Новый год впервые. Зато ни разу за свою жизнь не пропустил национального татарского Сабантуя. И в этот раз г-ну Исхакову пришлось столкнуться с дилеммой: с одной стороны -- крупнейшая на Дальнем Востоке татаро-башкирская диаспора предложила принять участие в Сабантуе в Приморье, с другой -- приглашение президента Якутии испытать все прелести национального праздника самых северных тюрков. Полпред выбрал якутов. В Сунтарах Камиля Исхакова принимали с поистине якутским размахом. В первом якутском доме «Олонхо» полпреда переодели в национальный костюм, дали в руки дайбир (жезл из конского волоса, который у Саха считается символом власти), после чего президентский представитель принял участие в ритуальном танце преклонения перед солнцем.
В Сунтарах одними из главных участников праздника стали три десятка олонхосутов -- профессиональных исполнителей древней поэмы «Олонхо». Поэма длиной больше пятидесяти тысяч строк столетиями передавалась из уст в уста. Но в годы советской власти «Олонхо», как и праздник Эсэх, попали под официальный запрет и были почти полностью забыты. Как рассказывает пенсионер Афанасий Соловьев, еще лет двадцать назад за исполнение древнего произведения вслух можно было легко схлопотать выговор от колхозного начальства. А там, где партийное руководство более или менее терпимо относилось к традициям прошлого, празднование того же Эсэха старались маскировать под чествование ветеранов или передовиков социалистического производства. Так что сегодня даже знатоки народного творчества с трудом понимают слова древних гимнов. Одна надежда на старожилов-долгожителей, которые в своей памяти сохранили все полсотни тысяч строк национального эпоса.
На официальных мероприятиях, посвященных якутскому Новому году, президент Республики Саха Вячеслав Штыров официально провозгласил десятилетие «Олонхо». За это время по замыслу якутского начальства эпос о сотворении мира и борьбе добра со злом должен стать таким же если не популярным, то по крайней мере известным, как гомеровские «Одиссея» и «Илиада» или хотя бы древнерусские сказания о похождениях Ильи Муромца и Добрыни Никитича. По мнению министра культуры Якутии Андрея Борисова, «Олонхо» имеет преимущество перед другими произведениями устного народного творчества благодаря глубочайшему философскому подтексту.
«Олонхо» -- это большая эпическая поэма, рассказывающая о героических подвигах якутских богатырей, защищающих родную страну от враждебных набегов и разрушений, спасающих чудесных красавиц из плена злых существ (адьарай и абаасы аймага, истребляющих богатырей-абаасыларов), искореняющих зло и насилие во всех трех мирах -- верхнем, среднем и нижнем, устанавливающих счастливую и мирную жизнь в среднем подсолнечном мире. Уже с этого года исследования якутского эпоса берутся под особый контроль республиканского правительства. Во всех улусах (районах) Якутии будут созданы специальные школы олонхосутов. В них по аналогии с классическими китайскими монастырями одаренные дети будут с самого нежного возраста проходить стажировку сказителя -- олонхосута. Более того, эпос «Олонхо» уже с будущего учебного года станет для школьников Якутии обязательным предметом.
Илья СЕРГЕЕВ, Якутия