|
|
N°104, 19 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Назло рекордам
Единый экспортный канал не прошел за десять дней
Государственная дума не стала форсировать события с законодательным оформлением эксклюзивного права «Газпрома» на поставки газа за пределы России. Законопроект «Об экспорте газа», вопреки чаяниям инициаторов, которые рассчитывали на принятие сразу в трех чтениях, был одобрен палатой в минувшую пятницу только в первом. При том что принципиальных возражений не было (за проголосовали 386 депутатов, против -- 6, воздержались -- 8), а правительство объявило о безоговорочной поддержке этой идеи. Тем не менее спикер Борис Грызлов решил отложить окончательное принятие проекта закона на 28 июня.
Если бы все три чтения состоялись в пятницу, был бы установлен рекорд прохождения законопроектов через нижнюю палату российского парламента. Как известно, документ был внесен шестью депутатами 5 июня, на следующий день его обсудил совет Думы и направил в семидневную рассылку перед рассмотрением. То есть весь цикл занял бы десять дней. Прошлый процессуальный рекорд -- 39 дней -- по законопроекту комитета по энергетике, транспорту и связи был установлен в конце прошлого года, когда парламентарии вносили поправки в закон о газоснабжении, снявшие 20-процентную квоту иностранцев на владение акциями «Газпрома». Стандартная процедура по проходным законам занимает около трех месяцев.
По словам одного из авторов законопроекта, председателя комитета по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева, с уходом от системы квотирования и лицензирования экспортных поставок регулирование экспорта газа -- за исключением поставок по международным соглашениям -- вышло из сферы государственного контроля. Фактически продажу голубого топлива за рубеж осуществляет «Газпром» как единый оператор с 1994 года по указу президента. Вместе с тем г-н Язев не скрывал политическую составляющую его инициативы в преддверии саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, на котором при обсуждении главного пункта повестки -- проблем энергобезопасности -- России наверняка снова зададут вопросы о ратификации Договора к Энергетической хартии. В числе прочих пунктов, обеспечивающих гарантии инвестиций в ТЭК, этот документ предусматривает прямой доступ третьих стран к национальной газотранспортной системе, а также отказ от экспортной монополии.
Законопроект предоставляет исключительное право на экспорт газа организации -- собственнику единой системы газоснабжения («Газпрому») или ее 100-процентному дочернему обществу. Причем речь идет не только о трубопроводном газе, но и о сжиженном, что фактически ставит крест на возможных самостоятельных проектах независимых производителей газа по строительству заводов СПГ. Инвестировать в строительство таких заводов, не имея права экспорта газа, бессмысленно.
Вместе с тем г-н Язев считает, что обсуждаемый законопроект отнюдь не исключает участия независимых производителей газа в экспортных поставках. «Это, безусловно, возможно на условиях договора комиссии в объемах, пропорциональных поставкам этих компаний на внутренний рынок по ценам, регулируемым Федеральной службой по тарифам», -- заявил он на заседании Думы. Гипотетически такая возможность действительно существует (и уже довольно давно обсуждается). Но дальше разговоров дело так и не пошло. И уж тем более не пойдет после того, как «Газпром» законодательно получит статус эксклюзивного экспортера, поскольку монополист явно не настроен делиться с другими компаниями доходами от продажи газа за рубежом.
Пока де-юре не попали в единый экспортный канал только компании -- операторы действующих СРП «Сахалин-1», «Сахалин-2» и по Харьягинскому месторождению. Российские власти пару лет назад официально пообещали неприкосновенность этим проектам, но при этом не оставляют попыток усилить операционный контроль над ними.
Алексей ГРИВАЧ