|
|
N°97, 06 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы обескровили наше министерство»
В связи с ротацией заместителей министра иностранных дел России сейчас пересматривается и круг их обязанностей. О новой кадровой политике спецкор «Времени новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ беседует с первым замом главы МИДа Андреем ДЕНИСОВЫМ.
-- Раньше количество заместителей -- не только в МИДе, но и в других министерствах -- значительно превышало нынешнее. В результате административной реформы их число сократилось до двух-трех, но все же МИД "пострадал" меньше других министерств, где осталось по два зама. Отчасти это обусловлено статусным моментом, нам приходится часто участвовать в международных мероприятиях, требующих определенного уровня. Иначе при обсуждении важных вопросов партнером на переговорах будет не заместитель министра, а сотрудник с меньшим статусом. И это далеко не самый важный аргумент в пользу сохранения большего количества замов. Нагрузка на каждого зама увеличилась -- раньше было три первых зама, теперь остался один. Для меня основное направление -- СНГ, вопросы консульские, кадровые, функционирования министерства. И экономика.
-- Раньше были должности первого зама -- статс-секретаря и первого зама. Сейчас есть первый зам и статс-секретарь -- замминистра. В чем разница?
-- Первый заместитель отвечает за функционирование министерства в отсутствие министра. Глава МИДа любой страны -- фигура политическая. Он плотно занят в международных контактах и ему часто приходится выезжать из страны. У статс-секретаря не менее ответственная и политически нагруженная работа. Она связана с взаимодействием с законодательной властью и общественными организациями. Сочетать эти две функции в одном лице было бы не очень рационально, поэтому у нас они разделены. Статс-секретарем -- заместителем министра иностранных дел России является Григорий Борисович Карасин. Обязанности же первого заместителя, отвечающего за повседневное функционирование министерства в отсутствие министра, возложены на меня.
Но в нашей работе много параллелей, в том числе и на участках, нами курируемых. Например, мы оба работаем на направлении СНГ, приоритетность которого в нашей внешней политике очевидна. Но тематика СНГ очень емкая, так что мы «размежевались». Я отвечаю за интеграционные процессы и работу с организациями внутри сообщества (ЕврАзЭС, ОДКБ, ЕЭП). Мой коллега более занят двусторонними отношениями со странами СНГ. Но, говоря языком инженеров, у нас действует «правило двух ключей» -- запускать механизм мы можем лишь совместно.
-- В послании президента Путина Федеральному Собранию от 10 мая говорилось о «расширении в мире конфликтного пространства» и его «распространении на зону наших жизненно важных интересов». Эти установки как-то отразятся на внешней политике России?
-- Во внешней политике важны последовательность, преемственность и системность. Внешняя политика обслуживает потребности государства. Сейчас идет пропагандистская кампания, приписывающая нам какие-то имперские амбиции и цели. Скажу прямо: как лицо, причастное к проведению нашей внешней политики, я никогда не получал указаний по достижению «амбициозных имперских целей». Наоборот, своей внешней политикой мы пытаемся прикрыть государство от неблагоприятных воздействий, которые затруднили бы наше внутреннее развитие.
-- Каковы приоритетные задачи курируемого вами консульского направления?
-- Проблем много, но в целом консульская служба работает эффективно, ограниченными ресурсами справляясь с чудовищным объемом задач. Документооборот по пребыванию россиян за границей возрос за 10--15 лет в сотни раз. А вот ресурсы нашей службы, в том числе людские, мало изменились. Консульские учреждения работают с огромным напряжением сил.
Тревожит обилие жалоб на консульских работников. Когда я затребовал все обращения граждан, то обнаружил, что много идет жалоб на конкретные консульские учреждения за бюрократизм, безразличие, невнимательность, за отсутствие элементарных удобств. Если есть необходимость, мы применяем меры воспитательного воздействия на наших сотрудников, напоминаем им, что они -- лицо страны. Но я получаю и много благодарностей наших граждан за содействие консульских работников, в том числе в драматических ситуациях, связанных с незаконными задержаниями россиян за рубежом, нарушениями их прав.
-- Для решения этих задач нужны знающие и преданные делу люди. Они у вас есть?
-- Дипломатия -- работа тяжелая, и люди, трудящиеся в этой сфере, должны иметь очень высокую квалификацию. Но когда говорят о дипломате как о части некой «элиты», то это элитарность не бытовая, а профессиональная. В бытовом же отношении мы сильно ущемлены. Однако наши люди действительно чувствуют себя элитой с точки зрения образования, опыта, квалификации. Не случайно в последние годы МИД превратился в школу подготовки резервов для крупного бизнеса. Какую компанию ни возьми -- повсюду работают люди с соответствующим образованием и опытом работы в МИДе.
-- В коммерческих структурах сотрудники обеспеченнее дипломатов...
-- И это отражается на работе МИДа самым тяжелым, если не фатальным образом. Нас заботит то, что среднее звено дипслужбы в значительной мере «выбито» за истекшие 15 лет. Хорошо, что мы укрепили подразделения наших крупных компаний, занимающиеся международными вопросами, но мы в значительной степени обескровили наше министерство. Если не принять серьезные меры, то ситуация обострится с уходом поколения 1950-х годов рождения, которому уже поздно менять стезю, да и самосознание не позволяет это сделать. Ведь людям хочется нормально жить, и работники нашей службы заслужили право на это. Образовался недопустимый перекос в материальных условиях существования работников госслужбы и бизнеса. Этот перекос надо выправлять. Нужно сохранить высокую, в том числе житейскую, привлекательность дипломатической службы.
Выпускники МГИМО, других ведущих вузов страны идут на госслужбу, но еще больше уходят в частный бизнес -- исключительно из материальных соображений. Если не принять меры на государственном уровне, то перспективы наши представляются не слишком оптимистичными. Конечно, в министерстве делается все возможное, чтобы обеспечить нормальные условия существования для наших работников и членов их семей. Но, к сожалению, иногда это зависит не от нас... Скажу прямо: надо спасать положение. Иначе уже скоро мы понесем серьезные, а в чем-то даже невосполнимые потери.
|