|
|
N°61, 10 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ехал Греф на трамвае
Центр начал готовить юбилей каспийской столицы России
Череда празднований дней рождения городов дошла до Астрахани, которую местные жители, несмотря на скромные размеры, гордо именуют каспийской столицей России. Правда, 450-летие города наступит только через два года, но подарки будущему имениннику начали делать уже сейчас. Министр экономического развития Герман Греф, возглавляющий оргкомитет по празднованию юбилея, провел в городе выходные, выясняя, на что нужные федеральные средства. Приоритетные направления выстроены следующим образом: дороги, защита от паводка, ветхое жилье и памятники культуры. «Приоритеты обозначены точно, однако по многим из них предстоит найти непростые решения», -- заявил г-н Греф.
И волжский город, и его жители министру очень понравились. Однако каждую просьбу дать денег министр встречал строго, всем предлагая умерить свои аппетиты. «У нас на всю страну 13 млрд руб. водного налога. Ваши проекты по 4--5 млрд просто отбивают охоту с вами работать», -- заявил министр после презентации противопаводковых мероприятий.
У Астрахани большой туристический потенциал. Здесь нет ни моря, ни гор, но зато это рай для любителей рыбалки, город поражает своей архитектурой, а вокруг раскинулись единственные в России лотосовые поля. Тем не менее министр с осторожностью высказался о возможности создания на территории области особой экономической туристско-рекреационной зоны. «Зон этого типа будет всего две-три, -- пояснил министр, -- и выиграет тот, кто представит лучший проект». Впрочем, уже известно, что наиболее вероятные победители на конкурсе -- озеро Байкал и Черноморское побережье. Так что если зон будет всего две, шансов у Астрахани нет. Но даже если их будет три, борьба предстоит очень серьезная. Впрочем, г-н Греф пообещал, что, даже если Астраханская область не выиграет конкурс, центр все равно будем помогать развитию туризма. «Я, рыбак со стажем, очень хочу приехать сюда отдохнуть», -- признался г-н Греф.
Однако для развития туризма необходимо создавать инфраструктуру, в первую очередь заниматься аэропортом. Глава аграрного комитета Госдумы Геннадий Кулик рассказал, что «отсюда летом можно улететь только по большому блату». Взлетно-посадочная полоса, которую последний раз ремонтировали 27 лет назад, не способна выдержать вес Ту-154 или Ил-76. На совещании было принято решение, что государство выделит деньги на реконструкцию полосы, а само здание аэропорта будет приватизировано уже в этом году.
У Астрахани есть шанс поучаствовать в конкурсе на создание особой портовой зоны. Морской торговый порт Оля удивителен тем, что стоит не на море, до него еще почти сто километров по судоходному каналу. Сейчас порт находится в сложном положении: вместе с Северо-Кавказским морским пароходством он был признан банкротом, и вся его собственность раздроблена между множеством мелких владельцев. Порт способен переваливать в год порядка 2,5 млн тонн грузов, а при небольших капиталовложениях эта цифра увеличивается вдвое. Уже есть инвесторы, желающие инвестировать в строительство причалов. При таких объемах сложно рассчитывать на особый статус, признал министр, надо увеличивать перевалку хотя бы до 20 млн тонн.
Федеральным чиновникам рассказали о планах строительства завода по сжижению газа, который будет перевозиться через порт, о масштабных инвестициях, которые увеличат возможности порта до 30 млн тонн грузов в год. Впрочем, замминистра экономического развития Кирилл Андросов полагает, что строительство завода маловероятно из-за огромных затрат и непонятных рынков сбыта. «Никаких дополнительных преимуществ по сравнению с уже действующим заводом в Катаре здесь нет», -- отметил чиновник. Герман Греф пообещал найти решение по всем ключевым проблемам к заседанию правительства во втором квартале, на котором будет рассматриваться этот вопрос.
Серьезнейшая проблема города -- ветхое жилье. По его объемам Астрахань занимает второе место в стране. Из 10 млн кв. м жилья в городе 2 млн приходится на ветхое. Министра пересадили из машины в трамвай, чтобы он стал поближе к народу, и повезли по кварталу, сплошь состоящему из разваливающихся деревянных домов. «Более страшного центра я не видел, хотя до этого думал, что после Санкт-Петербурга 1990-х годов меня уже ничем не удивить», -- поделился впечатлениями г-н Греф. В районе нет ни воды, ни канализации, единственное доступное для жителей достижение цивилизации -- газ. Однако многие не хотят уезжать отсюда в новые дома, хотя по генплану развития города на месте деревянных строений уже через пару лет должен появиться квартал современных домов.
Впрочем, причина "любви к родному пепелищу" выяснилась достаточно быстро. Местные власти не готовы предоставлять новые квартиры в зачет сдаваемого жилья. За свой дом семья может либо получить квартиру на условиях социального найма, либо оплачивать новое жилье за счет субсидий или ипотечного кредита. А здесь хоть и ветхое жилье, но свое собственное, и денег платить не надо. Впрочем, министр полностью поддержал планы администрации и призвал журналистов не рождать в жителях напрасных ожиданий. «Эти халабуды стоят три копейки, -- заявил он на совещании в администрации области, -- и пусть жители не рассчитывают, что они получат за них миллионы». Ситуация осложняется тем, что 70% проблемного жилья находится в частной собственности и выселить людей без их согласия власти города не могут. Герман Греф предложил местным властям создать специальное агентство по управлению этими земельными участками и поискать крупного инвестора, который поможет решить проблему выкупа земель.
Вера СИТНИНА, Астрахань