|
|
N°27, 16 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спасти русский лес
Над главной отраслью Архангельской области нависла большая угроза
Архангельская область и лес -- неразделимые понятия. Лесопромышленный комплекс традиционно формирует экономику области, обеспечивая более трети регионального промышленного продукта.
Между тем сегодня уже можно утверждать, что над единственным возобновляемым природным ресурсом нашего региона нависла нешуточная угроза -- усыхание старовозрастных еловых лесов в междуречье Северной Двины и Пинеги.
Ученые выделяют ряд факторов, вызвавших усыхание лесов. Это, в частности, неблагоприятная возрастная структура малонарушенных еловых лесов, сложившаяся в результате чрезмерного накопления глубоко перестойных (очень старых) поколений деревьев. Сыграли роль и аномально жаркие летние сезоны последних лет. Кстати, начало усыхания ельников как раз связывают с засушливым летом 1997 года. Кроме того, ухудшению санитарного состояния лесных массивов в немалой степени способствуют и снеголомы, такие, например, как были зимой 2001/02 и 2002/03 годов. Резкое ослабление насаждений привело к вспышке массового размножения стволовых вредителей.
К причинам, вызвавшим усыхание, специалисты относят и возможные нарушения гидрологического режима водосборных бассейнов притоков рек Северная Двина и Пинега, а также несоответствие некоторых нормативов рубки главного пользования биологии малонарушенных еловых лесов Севера.
По данным обследования лесхозов, находящихся в зоне природного бедствия, сегодня речь идет об усыхании ели на площади 2,5 млн гектаров с запасом 151,3 млн кубометров древесины. Причем, по мнению ученых, в 2006 году этот процесс будет активно продолжаться.
Безусловно, усыхание лесов -- реальная угроза будущему лесопромышленного комплекса Архангельской области. Регион уже сегодня несет потери.
С экологическим бедствием связаны убытки предприятий ЛПК. Такое развитие событий крайне опасно для старейшей отрасли области -- экспортного лесопиления. А ведь наши лесозаводы производят свыше 10% пиломатериалов России.
Несмотря на увеличение объемов заготовки на арендованных участках в зоне усыхания, выход деловой древесины здесь явно снижается. Если в 2004 году он составлял 74%, то прогноз на 2006 год -- всего 51%. Практически не вырабатывается пиловочное сырье -- лишь балансы и дровяная древесина, а по некоторым предприятиям выход деловой древесины упал до 28%. Их убытки исчисляются десятками миллионов рублей. Потеря финансовой устойчивости ведет к накапливанию долгов по налоговым и другим обязательным платежам, что является прямой дорогой к банкротству.
При резко ограниченном сбыте пораженной древесины собственники леспромхозов, арендующих участки лесного фонда в зоне усыхания, рассматривают варианты приостановки либо полного прекращения работ. А это означает существенные потери для муниципальных, регионального и федерального бюджетов.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что на предприятиях, которые ведут заготовку древесины на территории усыхания лесов, трудятся порядка 5 тыс. человек. Альтернативных производств в лесных поселках нет, и леспромхоз чаще всего единственное место работы местных жителей. В Архангельске и других городах, куда поступает сырье, каждый лесозавод и целлюлозно-бумажный комбинат также образует свой рабочий поселок. То есть если сократятся объемы работ в лесу, резко обострится проблема занятости и здесь.
Наконец, если не заниматься решением проблемы, не избежать обширных лесных пожаров и их катастрофических последствий в случае очередного засушливого лета. Дело в том, что пораженная территория имеет высокий уровень захламленности. В опасную зону попадает 155 населенных пунктов Архангельской области, где проживает более 20 тыс. человек, а к самому массиву усыхающих лесов примыкает девять поселков с двухтысячным населением. Сеть дорог общего и лесохозяйственного назначения тут развита настолько слабо, что в случае необходимости экстренной эвакуации людей возникнут огромные трудности.
Что делать? Для начала -- осознать значимость экологической беды. Говорю об этом не случайно, поскольку администрация области обратила внимание федеральных властей на проблему усыхания лесов еще три года назад, но с тех пор получила целый перечень ответов с общей сутью: "масштабной проблемы нет".
Между тем сегодня уже очевидно, что усыхание лесов -- это природное бедствие не только нашей области. По информации Российского центра защиты леса, в последние годы поступают сведения об ослаблении и усыхании еловых лесов в странах, расположенных на Скандинавском полуострове, а также в некоторых регионах Сибири и Дальнего Востока России.
Мы не можем остановить природное явление, но предупредить его последствия в наших силах, если действовать сообща! Усыхание леса -- это ведь еще не поражение людей в борьбе с природной стихией.
Со своей стороны администрация области пытается сделать все возможное, чтобы минимизировать последствия массового усыхания лесных массивов. Мы согласовали квоту поставок пораженной древесины на целлюлозно-бумажные комбинаты в размере не более 10% общего объема. Совместно с органами местного самоуправления районов, где находятся пораженные леса, занимаемся вопросами перевода муниципальных котельных на древесное топливо, заготовленное в зоне усыхающих лесов. Дрова из таких лесов поставляются для отопительных нужд в Архангельск, в другие города и поселки нашей области.
Понимая остроту проблемы, региональная исполнительная власть приняла решение направить в 2006 году 10 млн руб. на разработку проектов переработки древесины из междуречья Северной Двины и Пинеги в рамках целевой программы по охране окружающей среды.
Вместе с тем считаю, что в силу капиталоемкости задачи и с учетом того, что леса являются федеральной собственностью, центр также должен незамедлительно вмешаться в ситуацию.
На мой взгляд, чтобы предупредить закрытие предприятий, стимулировать широкое развитие заготовки древесины на пораженной территории, надо ускорить принятие нормативно-правовых документов, отменяющих плату за древесину, отпускаемую на корню при проведении сплошных санитарных рубок на участках лесного фонда, подверженного усыханию. Необходимо также внести дополнения в правила отпуска древесины на корню в лесах РФ и узаконить отступления от планов рубок при проведении рубок главного пользования.
Еще один важный момент. Нужно обеспечить в 2006 году гарантированное выделение Архангельской области 140 млн руб. из федерального бюджета для строительства лесных дорог, которые выполняют в том числе противопожарные функции в зоне усыхания. Региональный программный документ под освоение таких средств уже готов.
Все эти действия может ускорить рабочая группа федерального значения с участием представителей Архангельской области, о создании которой мы договорились на встрече с министром природных ресурсов России Юрием Трутневым. Ее работа позволит скоординировать усилия федеральных и региональных органов государственной власти, местного самоуправления в борьбе с экологическим бедствием.
Более того, в наших силах обратить ситуацию с природным бедствием на службу человеку. Я имею в виду переработку пораженной древесины для малоэтажного деревянного домостроения в рамках национального проекта «Доступное жилье».
Для массового вовлечения такого леса в производство нужны новые направления его использования. Ученые подтверждают возможность применения подобного сырья для выпуска строительных брусовых материалов. Кроме того, обширный рынок имеют древесностружечные плиты, применяемые при возведении домов в качестве наружных облицовочных материалов. Решение вопроса по применению пораженной древесины в жилищном строительстве стало бы одной из задач рабочей группы.
Хотелось бы также, чтобы проблема усыхания лесов была не просто замечена на федеральном уровне, но и начала решаться с помощью специальной целевой программы.
Сегодня много споров идет вокруг Лесного кодекса, программы развития ЛПК страны. Однако уверен, что конкретные действия центра по реабилитации территорий, подверженных девальвации нашего зеленого богатства, будут не менее значимыми шагами в сохранении и повышении эффективности лесного потенциала России.
Николай КИСЕЛЕВ, глава администрации Архангельской области