|
|
N°15, 31 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Доблокировались
Siemens наконец получил крупный пакет акций «Силовых машин»
Немецкий концерн Siemens наконец реализовал свою давнишнюю мечту: он стал крупным акционером «Силовых машин». Как вчера стало известно, «Интеррос» продал ему 20,61% акций «Силовых машин» за 93 млн долл. Учитывая, что около 4,5% акций у Siemens уже было, доля немецкой корпорации в российской энергомашиностроительной компании выросла до блокирующего пакета. Такой же пакет с декабря контролирует и РАО «ЕЭС России». Еще чуть более 30% акций «Силмаша» «Интеррос» оставил себе как минимум на три года.
Более тернистого пути к российским активам не проходила, пожалуй, ни одна иностранная компания. В конце 2003 года Siemens и «Интеррос» достигли договоренности о покупке всех 72% акций «Силовых машин», которые были у корпорации Владимира Потанина. Таким образом была сорвана сделка по объединению «Силовых машин» с другим российским энергомашиностроительным концерном, контролируемым тогда предпринимателем (ныне министром экономики Грузии) Кахой Бендукидзе, -- Объединенными машиностроительными заводами. Однако на пути сделки с немцами неожиданно возникло государство: оно долго тянуло с одобрением и в итоге заблокировало ее. Дело в том, что «Силовые машины» производят оборудование в том числе и для оборонного комплекса России, а потому контроль иностранной компании над таким стратегически важным предприятием премьер Михаил Фрадков посчитал целесообразным не отдавать. Сделка с г-ном Бендукидзе к тому моменту также провалилась.
И как ни пытались немцы обойти «оборонный» вопрос -- вывести производство в отдельную структуру, подконтрольную «Интерросу», вообще отказаться от него, и т.д. -- ничего не получалось. Ведь технически весь производственный комплекс на предприятиях связан.
Тем временем о своем интересе к энергомашиностроительному активу заявили структуры «Базового элемента» Олега Дерипаски. Впрочем, и им в итоге ничего не досталось.
Дорогу Олегу Дерипаске, как обычно, перешел Анатолий Чубайс. Он еще прошлой весной говорил, что если Siemens получит отказ от правительства, то РАО «ЕЭС России» предложит немцам «интересный вариант». Подробностей он тогда не раскрывал. Однако летом стало известно, что РАО намерено консолидировать блокпакет акций «Силовых машин», а еще 30% взять у «Интерроса» в совместное с ним управление.
Г-н Чубайс свой интерес к «Силовым машинам» объяснял тем, что российской энергетике необходимо развитие, и как владелец энергомашпредприятия РАО будет формировать для него заказы -- объем производства, качественные характеристики продукции и т.д. Сначала активом хотел управлять бывший топ-менеджер РАО Михаил Абызов (он уволился из компании в июне и возглавил «Кузбассразрезуголь»). Однако, как говорят источники в РАО, у г-на Абызова случился конфликт с членом правления РАО Сергеем Дубининым. В результате де-факто в энергохолдинге курировать энергомашиностроительный проект будет именно г-н Дубинин.
В начале декабря РАО «ЕЭС» взяло кредит у Внешторгбанка и завершило сделку с «Интерросом» по покупке более 22% акций «Силовых машин» (у «дочки» РАО -- «Ленэнерго» -- уже было 2,57% акций) за 101,4 млн долл. При этом энергохолдинг имеет разрешение ФАС на увеличение своей доли в «Силовых машинах» до 55%.
Таким образом, в ближайшей перспективе управлять «Силовыми машинами» будут «Интеррос», РАО и Siemens. «Увеличение доли в крупнейшем российском энергомашиностроительном концерне, безусловно, сыграет важную роль в укреплении наших позиций в России, -- говорится в сообщении Siemens со ссылкой на президента-председателя совета директоров компании Клауса Кляйнфельда, -- и позволит участвовать в развитии этого растущего рынка. Наша доля участия в «Силовых машинах» открывает нам интереснейшие возможности роста благодаря планам по модернизации российской электроэнергетики. И вместе с тем мы рассчитываем внести весомый вклад в развитие российской энергетики».
Для Siemens покупка «Силовых машин» -- это прежде всего выход на российский энергетический рынок, который, если заявленным реформам электроэнергетики суждено будет осуществиться, уже в ближайшем будущем станет очень перспективной и конкурентной областью, куда попасть будет совсем непросто.
«Силовые машины» остро нуждаются в обновлении оборудования. И приход в компанию Siemens может помочь в решении этой проблемы. Месяц назад гендиректор «Силовых машин» Игорь Клочко с надежной говорил о Siemens как о крупном акционере компании: «Блокирующий пакет позволит им выстраивать некую долгосрочную политику; и мы надеемся, что в том числе Siemens привнесет нам технологии».
Анна ЛАНДЕР, Николай ГОРЕЛОВ